ТИРСО ДЕ МОЛИНА
										ТИРСО ДЕ МОЛИНА (Tirso de Molina, наст. имя и фам. - Габриель Т e л ь e с, Tellez) (ок. 1583, Мадрид, - 12.III.1648, Серия) -  исп.  писатель, драматург.  Учился  в  ун-те  Алькала-де-Энареса,  в  1600  вступил  в монашеский орден мерсенариев.  Первая  пьеса  -  "Стыдливый  во  дворце" (1605-06). В 1625 по решению церковных властей, выразивших  недовольство тем, что Т. де М. пишет  светские  пьесы,  он  был  временно  выслан  из Мадрида, но прекратил драматургпч. деятельность лишь ок. 1638,  выпустив в 1627-36 несколько сборников своих пьес (чч. 1-5). В предисловии к  3-й ч. указывалось, что Т. де М. написал 400  пьес  (сохранилось  только  84 комедии и 5 "ауто"). Последователь и ученик Лопе де Вега, Т. де  М.  призывал  к  развитию нац. драматургии (новелла в сборнике "Толедские виллы", 1624).  Присущие испанской  ренессансной  драме  интерес  к  жизни  страны,  соединение элементов трагического и комического в одной  пьесе,  динамика  действия характерны и для драматургии Т.  де  М.  Вместе  с  тем  его  творчество завершало развитие  ренес-сансного  театра  в  Испании,  в  нем  заметны признаки кризиса гуманизма. Т. де М.  принадлежат  пьесы,  написанные  в духе "комедии плаща и шпаги". В  этих  пьесах  рассказывается  о  борьбе молодых людей за право на любовь и счастье. Однако драматург не верит  в высокую  нравственную  природу  человека.  Движущим  мотивом  поступков большинства его героев являются эгоизм, стремление к обогащению. В своих лучших комедиях  Т.  де  М.  обличает  совр.  ему  дворянское  общество: "Наказание  легкомыслия"  (соч.  1613),  "Любовь  и  ревность  заставят поумнеть" (1616, труппа  Валь-деса),  "Правда  всегда  помогает"  (1623, труппа X. Б. Валенсиано в Кордове), "Любовь-целительница" (1625?),  "Дон Хиль Зеленые штаны" (изд. 163о), "Благочестивая Марта"  (изд.  1636).  В этих пьесах Т. де М. хитроумно усложняет сюжет, усиливает  роль  внешней интриги. В  немногочисл.  пьесах,  посв.  событиям  истории,  Т.  де  М. утверждает патриотич. идею величия  Испании  (трилогия  о  конкистадорах Писар-ро). В драме "Осмотрительность женщины" (изд.  1634)  призывает  к объединению страны вокруг королевской власти для борьбы против своеволия феодальной знати. В героич. комедии "Антона Гарсиа" (изд. 1635) Т. де М. показал  народ,  поддерживающий  королевскую  власть,  но  драматурга привлекает  не  гражданское  самосознание  людей  из  народа,  а  черты патриархальной наивности, преклонение перед личностью монарха.  Особенно ясно ослабление темы нар. героики в таких пьесах Т. де М., как 1-я часть "Святой Хуаны" (1614), "Богородица  оливковой  рощи"  (изд.  1636),  где автор, осуждая насилие феодалов над  крестьянами,  утверждает  в  то  же время, что люди из народа  неспособны  на  активный  протест.  Несколько выделяется  драма  "Севпльский  обольститель"  (1630)  -  первая  драм. обработка легенды о Дон-Жуане. Опираясь на фольклорные источники,  автор создает сложный  и  противоречивый  образ  героя,  в  к-ром  хищничество аристократа сочетается с героизмом, черты насильника-феодала - с дерзким вольнодумством.    Откровенная    назидательность,    прямолинейность религиозно-поучительного замысла,  особенно  отчетливо  проявляющиеся  в финале  драмы,  сближают  ее  с  религиозно-философскими  пьесами  - "Осужденный за недостаток веры" (изд. 1635) и др. Т. де  М.  принадлежит также большое число религ. пьес - "комедий о святых" и "ауто". В нек-рых из них, напр. "Лучшая жница" (изд. 1634), "Жена,  повелевающая  в  доме" (изд.  1635),  драматург  обличает  совр.  ему  жизнь,  но  одновременно проповедует пассивное ожидание вмешательства провидения. В России драматургия Т. де М. пользовалась  большой  популярностью  с конца 19 в. "Благочестивая Марта" переводилась С'. А. Юрьевым (1878), М. В. Ватсон (1898), Т.  Л.  Щепкиной-Куперник  (1935).  Пост.  этой  пьесы осуществлены  в  Т-ре  Горевой  (1889),  Александрийском  т-ре  (1898), Михайловском т-ре (1915), Киевском рус. драм. т-ре (1937), Большом Драм. т-ре в Ленинграде (1938) и Т-ре Ленсовета в Москве (1938); "Севпльский обольститель" переведен А. Н. Бежецким  (1890)  и  В.  А. Пястом (1923), пост. в 1890 Малым т-ром; "Дон Хиль Зеленые штаны", пер. В. А. Пястом (1923) и М. Л.  Лозинским (1944), пост. в Ленингр. драм.  т-ре  (1955),  Свердловском  драм.  т-ре (1963) и др. Соч.: Comedias, por E. Cotarelo  у  Mori,  v.  l-2,  Madrid,  1906-07 (Nueva biblioteca de autores  espanoles,  1.  4,  9);  Obras  dramaticas completas, ed. critica por Blanca de los Rios, v. 1-3, Madrid,  1946-58; в рус. пер. - Театр.  М.-Л.,  1935  (предисловие  Ф.  В.  Кельина);  Три испанские "комедии, М.- Л., 1951 (пер. пьесы "Дои Хиль Зеленые штаны"). Лит.: История западноевропейского театра, под ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; К p ж e в с к и и Б. А., Статьи о зарубежной литературе, М.- Л., 1960; В u s h e e A. Н., Three centuries  of  Tirso  de  Molina, Phil.- L., 1939; Cotarelo у Mori E., Tirso  de  Molina.  Investigaciones bio-bibliograficas, Madrid, 1893; Gabriel y Ramirez de Cartagena A.  de. Alrededor de Tirso de Molina, Madrid, 1950. 3. Л.