ТИК
										ТИК (Thieck), Иоганн. Людвиг (31.V.1773-28.IV. 1853) - нем. писатель, драматург, театр. деятель. Получил университетское образование в Галле и Гет-тингене (1792-94). В 1794 в Берлине начал лит. деятельность. Выходец из  среды  мелкой  буржуазии  (род.  в  семье  ремесленника),  Т.  был выразителем взглядов нем. бюргерской интеллигенции, отшатнувшейся в 1793 от Франц. революции. В 1799 примкнул к иенскому кружку  т.  н.  "старших романтиков" (бр. А. В. и Ф.  Шлегели,  Новалис).  В  1800  псле  распада группы  "иенцев  отошел  от  романтизма,  занимался  эстетикой  и литературоведением. К 1811- 1823 относятся работы Т. по театр. эстетике. В них Т. переходит на реалистич. позиции. С 1819  жил  в  Дрездене,  где занимался театр. критикой. В 1825-41 был постоянным драматургом и  одним из руководителей Дрезденского  придворного  т-ра.  В  1842-47-  режиссер Берлинского придворного т-ра. Драматургия Т. относится к  романтич.  периоду  его  творчества.  Две первые пьесы - "Взятие Бастилии" и  "Алламадин"-написаны  в  1790-91.  В 1797-98 написал 4 романтич. пьесы-сказки (пост. в Берлине в 1844-46): "Синяя Борода", "Кот в сапогах", "Свет  наизнанку",  "Принц  Цербино, или Путешествие за истинным вкусом". Пьесы-сказки Т.  воплощают  принцип романтич. иронии, выражающей  идеалистич.  тезис  И.  Канта,  по  к-рому иск-во (в том числе и театр) является  прихотливой  игрой  человеческого ума и изменчивая форма прикрывает иллюзорное  содержание  (театр  -  это "игра ради игры"). Сюжет романтич. комедий Т. зыбок, действие разорвано, автор умышленно нарушает сценич. иллюзию, образы действующих лиц схематичны, символичны. Пьесы-сказки Т. жестоко и остроумно высмеивали  мещанскую  драму  А.  В. Иффланда и А. Коцебу, возводивших в добродетель политич. и  нравственное убожество нем. филистеров. К 1799 относится романтич. трагедия Т. "Жизнь и смерть св. Геновевы", в к-рой, как  и  в  драме  "Император  Октавиан" (1804), присутствуют элементы эпоса  и  черты  т.  н.  "трагедии  рока": религиозно-мистич.  мотивы,  видения,  символы.  Последняя  романтич. сказочная драма Т.-"Фортунат" (1815). В своей театр. эстетике Т. был близок реализму. Он  развивал  взгляды Г. Э. Лессинга и  следовал  по  пути  Гамбургского  т-ра  времен  Ф.  Л. Шредера. Т. отвергал франц. и веймарский классицизм. Он противопоставлял классицистам  т-р  Сервантеса  и  т-р  Шекспира.  К  1811-23  относятся исследования Т. по истории исп. и староангл.  т-ра.  В  1812  вышел  сб. статей Т. "Фан-тазус", в 1823-25 написаны "Введение в изучение Шекспира" и  "Драматургические  листки"  (1827).  Т.  был  известен  также  как талантливый переводчик Шекспира. В своей театр. практике в дрезденском и берлинском т-рах  Т.,  следуя Шредеру, стремился к естественности и простоте на сцене, утверждал,  что т-р должен отражать правду жизни, а в основе актерского искусства  лежит единство чувства и разума. Т. требовал от актера естественного поведения на сцене. Идеалом актера для него был "великий Ф. Л. Шредер" (по  мнению Т.-от него  пошла  нем.  сценическая  школа),.  высоко  ценил  Т.  также романтического актера Ф. Флекка, отмечая его сценический  темперамент  и правду чувств. Т. стремился демократизировать нем. т-р, привлечь  широкого  зрителя, слить зрительный зал со сценой.  Он  выдвигал  проект  коренной  реформы сценич. площадки в  духе  античного  или  шекспировского  т-ра,  отрицал театр. эффекты (новелла "Молодой  столяр",  1836),  предлагал  возродить существовавшее во времена Шекспира деление сцены на  три  игровые  точки (передняя"  задняя  и  верхняя  сцена),  упразднить  первый  занавес, разобщающий  публику  со  сценой,  ввести  дневное  освещение  сцены, использовать в качестве декораций колонны, сукна, ковры (так  был  пост. "Сон в летнюю ночь" Шекспира в  Потсдамском  придворном  т-ре  в  1843). Особое значение Т. придавал актерскому ансамблю, считая что без него  не может быть  подлинной  художественности  спектакля.  Театр.  реформы  Т. оказали влияние на нем. режиссуру 30-40-х гг. 19 в. (К. Иммерман и  др.) и особенно на т-р 2-й пол. 19 в. и нач. 20 в. (Мейнингенский т-р, т-р М. Рейнхардта),   а   романтич.   пьесы-сказки   подготовили    театр. опыты-символистов 20 в. С о ч.: Dramaturgische Blatter, Lpz., 1852;  Tiecks  Werke,  Bd  1-3, В.Lpz.-W., [1892]; в рус.  пер.  -  "Кот  в  сапогах",  "Любовь  к  трем апельсинам". П., 1916; Немецкая романтическая повесть,  т.  1-2,  М.-Л., 1935. Лит.: Bischoff H., L. Tieck als Dramaturg, Brussel, 1897; D  г  ас  h E., L. Thiecks Buhnenreformen, B." 1909; Gro? E.,  Die  altere  Romantik und das Theater" Lpz., 1910. Г. Гур.