БЕЛЫЙ
										БЕЛЫЙ, Андрей (псевдоним  Бориса  Николаевича  Бугаева)  [14(26).  X. 1880, Москва,-8. I. 1934, там же] - русский писатель,  поэт  и  прозаик. Один из  крупнейших  теоретиков  символизма.  Род.  в  семье  профессора математики. Окончил естественное отделение физико-математич. ф-та  Моск. ун-та.  Лит.  деятельность  начал  в  конце  90-х  гг.  В  1898  сочинил драму-мистерию  "Антихрист"  (отрывки  "Пришедший"  и  "Пасть  ночи" опубликованы в 1903 и 1908), в  к-рой  выразил  ожидание  конца  старого мира, грядущего обновления жизни. Эта тема становится затем  центральной для всего творчества Б., ложится в основу его общей теории иск-ва. Б. сознает упадок гуманизма и культуры в бурж. обществе  ("Об  итогах развития  нового  русского  искусства",  1907),  остро  ощущает  кризис европейской  цивилизации,  где  царит  "материализация  внешних  условий жизни" ("Арабески", М., 1911, с. 169). Цель иск-ва,  по  Б.,-  борьба  с духовными устоями бурж. общества ("Кризис сознания и Г.  Ибсен",  1910). Но иск-во определяется Б. как область свободы от  жизни,  где,  побеждая рок, т.  е.  внешнюю  необходимость,  человек  подготавливает  себя  для творчества действительности. В этом смысле  наиболее  эффективна  драма, театр. Основной тенденцией совр. ему рус. т-ра Б. считает  стремление  к разрушению границ  иск-ва,  проявляющееся  в  попытках  возродить  формы мистериального и античного  т-ра,  насытить  социальную  драму  (Ибсена, Чехова и др.) символистским миропониманием. Последнее представляется  Б. единственно верным, но практически недоступным путем,  поскольку  логика быта и метод  символистского  мышления  трудно  совместимы  и  режиссеры обычно заслоняют символизм бытом или подавляют актера.  Б.  считал,  что т-р переживает историч. кризис,  -как  и  культура  в  целом.  Символизм представляется Б. новым  этапом  романтизма,  порожденным  революционным движением эпохи. Он  стремится  рассматривать  символизм  как  искусство социальное, лишенное мистической подоплеки. Однако эстетика  Б.  открыто враждебна материализму. Область развития идей и художественных  форм  Б. противопоставляет общественной борьбе, исторической  практике,  развитию самого материального мира. Этим определялось  искаженное  восприятие  Б. событий рус. революции, что нашло отражение в его  произведениях  (роман "Петербург", 1913-16, и др.) и литературоведческих работах. Б. остался на символистских позициях и в сод. время. Так, его  статья "Гоголь и Мейерхольд" (1927), посв. постановке "Ревизора" в Т-ре им. Вс. Мейерхольда,  снижает  остроту  и  социальную  конкретность  гоголевской сатиры и содержит нападки на реалистич. традиции русского т-ра. В 1925  на  сцене  МХАТа  2-го  была  пост.  инсценировка  романа  Б. "Петербург", в к-рой, как писала  критика  (А.  В.  Луначарский,  П.  А. Марков и др.),  идейные  недостатки  произведения  выступили  еще  более резко. Значительный интерес в этом спектакле представляло  собой  только исполнение роли сенатора Абле-ухова М. А. Чеховым, сумевшим достигнуть в своей игре тонкой психологичности и глубокого трагич. обобщения. Соч.: Сборники: Символизм, М.,  1910;  Арабески.  Книга  статей,  М., 1911; На перевале, М., 1918; Поэзия слова, М., 1922.