БЕЛИНСКИЙ
										БЕЛИНСКИЙ, Виссарион Григорьевич [1 (13). VI, по новым данным, 30.  V (11. VI). 1811, Свеаборг,- 26. V (7. VI).  1848,  Петербург]  -  русский литературный и театральный критик,  идеолог  демократии.  направления  в литературе и театре 30-40-х  гг.  19  в.,  один  из  создателей  русской реалистич. эстетики. Род. в семье врача. Окончил гимназию в Пензе, 1829-32 учился в  Моск. ун-те.  Уже  в  студенческие  годы  Б.  оказался  в  центре  мыслящей, прогрессивно настроенной молодежи. Страстная ненависть к  крепостному  праву,  демо-кратич.  гуманизм  и нравственный максимализм молодого Б. с большой  силой  сказались  в  его юношеском произведении - трагедии "Дмитрий Калинин" (1830). Эта пьеса Б. во многом близка драмам М. Ю. Лермонтова. Морально-философская  патетика пьесы связывает ее с романтич.  традицией  декабристской  литературы,  с драмами  Шиллера  и  Байрона,  а  в  картинах,  рисующих  уродства помещичье-крепостного быта, чувствуется  воздействие  социально-обличит. произведений Фонвизина, Радищева и Грибоедова. Герой драмы Б.-  человек, отверженный  обществом,  поставленный   в   романтически-необычайную нравственную  ситуацию.  Однако  важно,  что  уже  здесь  определяется основополагающий для всей эстетики Б. интерес к действительности,  отказ от романтич. субъективизма. Трагич. катастрофа,  к-рая  постигает  героя драмы Б., не  является  результатом  его  индивидуальной  "вины"  -  она возникает  как  следствие  непримиримых  противоречий  самой  социальной среды. Запрещенная цензурой пьеса послужила причиной для  исключения  Б. из университета. Свою  лит.-критич.  деятельность  Б.  начал  в  1831  в  моек.журнале "Листок".  В  1833  он  становится  сотрудником  журнала  "Телескоп"  и выходящей  к  нему  приложением  газеты  "Молва",  издаваемых  Н.  И. Надежди-ным. Б. работал здесь  в  1833-36  вплоть  до  закрытия  журнала правительством; в 1835, с мая по декабрь, в связи с  отъездом  Надеждина за  границу,  был  фактич.  редактором  журнала  и  газеты.  В  1838-39 редактировал  журнал  "Московский  наблюдатель".  В  1839  переехал  в Петербург, стал сотрудником и  идейным  вдохновителем  лучшего  русского журнала 40-х гг.- "Отечественные записки".  В  1846,  надеясь  поправить пошатнувшееся здоровье, Б. сопровождает своего  друга  -  актера  М.  С. Щепкина,  в  его  длительных  гастролях  по  югу  России.  В  1847-48 сотрудничает в "Современнике"  Н.  А.  Некрасова,  во  многом  определяя идейную программу журнала, развитую впоследствии Н. Г. Чернышевскими  Н. А. Добролюбовым. Б. умер от  туберкулеза  легких  на  38-м  году  жизни, измученный нуждой и непосильной работой. Критич.  творчество  Б.  отличалось  боевым,  непримиримо  страстным характером, смелым новаторством. Б.  был  признанным  вождем  передового направления рус. лит-ры. Его суждения оказывали огромное воздействие  на общественное мнение, на творчество писателей, драматургов,  актеров.  Б. посвятил театр. иск-ву св. 180 статей, рецензий и  заметок.  Он  считал, что т-р является "источником народного образования", выражает социальные и  духовные  потребности  общества.  В  своей  первой  крупной  статье "Литературные мечтания" (1834) Б. писал: "Театр!.. Любите  ли  вы  театр так, как я люблю его, т е. всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением,  к  которому  только  способна  пылкая  молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше  сказать,  можете ли вы не любить театра больше всего на свете,  кроме  блага  и  истины?" (Полное собр. соч. в 13 тт., М., 1953, т. 1, стр.78-79). Б. мечтал  о  появлении  подлинно народного т-ра, в к-ром можно будет ".. .видеть на сцене всю Русь, с  ее добром и злом, с ее  высоким  и  смешным,...  видеть  биение  пульса  ее могучей жизни...". Ярчайшее выражение  своих  стремлений  Б.  находит  в комедии "Горе от ума" А. С. Грибоедова: ее  персонажи  "не  выдуманы,  а сняты с натуры во весь рост, почерпнуты со дна действительной  жизни;  у них не написано на лбах их добродетелей и  пороков;  но  они  заклеймены печатию   своего   ничтожества,   заклеймены   мстительною    рукою палача-художника" (там же, стр.  80-81).  Т.  о.,  уже  в  начале  своей деятельности Б. требует от иск-ва верности действительности,  неразрывно связывая это с требованием прогрессивной  направленности  обществ.  возз рений художник а. Борьба за утверждение  в  иск-ве  принципов  жизненной правды побуждает Б. резко  выступать  против  пережитков  классицизма  в т-ре,  против  ложного,  ходульного  иск-ва,  проникнутого  реакционной тенденцией.  В  1835  он  принимает  участие  в  критич.  полемике, развернувшейся вокруг творчества П. С. Мочал ова и В. А. Каратыгина  ("И мое мнение об игре г. Каратыгина"). Поддерживая анонимного критика П. Щ. и  решительно  возражая  С.  П.  Шевыреву,  представлявшему  мнение консервативно настроенной эстетствующей критики, Б. заявляет, что, с его точки зрения, Каратыгин не может быть признан великим художником, потому что  его  искусству  недостает  больших  идей  и  чувств,  внутренней страстности, личного активного отношения  к  изображаемому.  Б.  всецело отдает предпочтение Мочалову - актеру-"плебею", лишенному  аристократич. лоска и рассудочной  уравновешенности,  отличающих  Каратыгина,-  актеру огромного вдохновения и пламенного темперамента, в игре к-рого  глубокое переживание  становится  источником  естественности,  поэтич.  правды, определяющей потрясающую силу воздействия  театр.  иск-ва  на  зрителей. Эстетич. оценки приобретают  у  Б.  обоснование  в  обществ,  содержании иск-ва. Новизна театр.-критич. метода Б. с особенным блеском выявилась в его обширной статье ""Гамлет" Шекспира. Мочалов в роли Гамлета"  (1838), в  к-рой  Б.,  характеризуя  гуманистич.  освободительное  по  своей направленности иск-во Мочалова,  выразил  принципы  прогрессивного  рус. романтизма. Эта и др. статьи Б.  о  Мочал  ове  демонстрируют  тончайшее проникновение критика  в  творч.  метод  и  душевное  состояние  актера, впервые показывают, что воплощение актером роли-единый сложный процесс. Отстаивая принцип жизненной правды, Б.  смело  становится  на  защиту прогрессивного, реалистич. направления  в  т-ре,  яростно  преследуемого официальной прессой. Он выступает прямым союзником Гоголя,  обосновывает критич. направление гоголевского реализма,  устанавливает  его  историч. истоки, утверждает ведущую роль гоголевской школы  в  совр.  иск-ве.  Б. способствует развитию замечательного таланта М. С.  Щепкина  как  актера критич. реализма, поддерживает гражданские, просветительские устремления его  творчества,  высоко  оценивает  исключит.  роль  Щепкина  в  "сфере общественного  понимания  искусства".  В  Щепкине  Б.  видит  наиболее совершенный тип актера,  в  к-ром  глубокое  знание  жизни,  беззаветное служение  добру  и  истине  сочетаются  с  самобытностью,  эмоциональной искренностью и всесторонним  мастерством.  Б.  указывал  на  способность Щепкина непрерывно изучать и совершенствовать свои роли от  спектакля  к спектаклю, как на достоинство, отличающее  настоящего  актера-художника. "Его игра - творческая, гениальная. Он не помощник автора,  но  соперник его в создании роли",- писал Б. ("Петровский  театра,  1838).  Признавая аюера  "самостоятельным  художником",  Б.  вместе  с  тем  обусловливал развитие актерского  иск-ва  состоянием  отечественной  драматургии.  Он писал: "...Драматические поэты творят  актеров.  Нам  нужно  иметь  свою комедию, и тогда у нас будет свой театр" ("Московский театр", 1838).  Б. указывал  на  отрицат.  влияние  на  театр.  искусство  мелодрамы  и развлекательного водевиля, прививающих актерам ходульность,  штампы.  Он подчеркивал значение реалистич. драмы для развития актерского  иск-ва  и театр. культуры в целом. Так, по поводу исполнения "Ревизора"  Гоголя  в моек. т-ре Б. отмечает такие важные качества  спектакля,  как  "общность игры", "естественность", объясняя их правдивостью пьесы, ее близостью  к рус. действительности. В 1838 Б. пишет свою  вторую  и  последнюю  пьесу "Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь" (пост. на моек. сцене в том же году), к-рая по форме  приближается  к  психологич.  драме.  Свое общее понимание драмы Б. высказывает в  то  время  в  связи  с  анализом творчества Шекспира; ее смысл Б. видит "...в игре взаимных  отношений  и интересов всех лиц драмы...", а не  только  в  раскрытии  образа  одного главного героя. Прямое отношение к т-ру имеют высказывания Б.  о  типическом.  Типизм есть один из основных законов творчества,- утверждает Б.  Но  типическое лицо должно быть одновременно лицом  конкретно  индивидуальным.  Для  Б. индивидуальное - форма проявления типического. В  этом  утверждении  уже содержится известная полемика с романтич. культом исключительного героя, к-рая получает развитие в последующие годы.  Б.  вводит  в  свой  анализ актерского исполнения понятия субъективной и  объективной  игры.  Первая манера является выражением частного, личного представления актера о роли и недостаточна для  выполнения  всей  художеств.  задачи.  Гораздо  выше объективная игра, к-рая основана на овладении актером общей идеей роли и пьесы в целом, содержит более широкий  охват  жизни  ("Г.  Сосницкий  на московской сцене в роли городничего", 1838). Уже в 30-е гг. в центре внимания Б.  находятся  проблемы  народности, единства содержания и формы в  иск-ве,  проблемы  историзма,  художеств. правды и др. Однако связь эстетики Б. с  концепциями  совр.  идеалистич. философии (Шеллинг, Гегель) мешает ему выработать метод, необходимый для верного  решения  этих  центральных  эстетич.  проблем,  и  приводит  к противоречиям с собственными убеждениями (напр.,  к  отрицанию  сатиры). Тем не менее через все искания Б. четко проходит идея единства иск-ва  и жизни, к-рая в новой обществ, обстановке  40-х  гг.  приобретает  матери алистич. обоснование. В эти годы Б. переходит к  углубленной  разработке вопросов реалистич. эстетики. Со всей последовательностью  он  стремится направить рус. драматургию  по  пути  гоголевской  "натуральной  школы", неустанно борется за демократизацию  русского  т-ра,  за  его  насыщение социальной  проблематикой  эпохи,  за  укрепление  реалистич.  основ актерского  творчества.  Утверждая  новое  художеств.  направление  - "натуральную школу", осн. принципами к-рой являются реализм,  интерес  к правдивому изображению жизни  простого  народа,  Б.  развивает  традиции Пушкина и Гоголя, требует от т-ра раскрытия драматического и прекрасного в их обыденных формах. Б. осознает необходимость усиления критич. начала в рус. иск-ве, полностью преодолевая свои  прежние  колебания  по  этому поводу. На этой почве обостряется борьба между Б. и  представителями  т. н. "официальной народности", реакционного романтизма и  славянофильства. Б. обличает художеств. фальшь пьес Н. А. Полевого, Н. В. Кукольника,  П. Г. Ободовского и др. авторов напыщенных мелодрам и псевдоисторич.  драм, борется с реакционными тенденциями  в  водевиле.  Он  горячо  ратует  за создание нац. рус. комедии, реалистич.  психологич.  драмы,  требует  от художников серьезного отношения к жизни. Б.  считает,  что  искусство  и литература больше чем когда-нибудь  сделались  выражением  "общественных вопросов". Причину  этого  явления  Б.  видит  в  пробуждении  народного сознания и в общей демократизации рус. культуры. Неудовлетворенность методом романтич. иск-ва,  переживающего  в  40-х гг. кризис, сказывается в выступлениях Б., критикующих Мочалова  за  его субъективность,  неровность,  недостаток  мастерства.  В  эти  годы  Б. особенно  страстно  поддерживает  проявление  реализма  в  актерском творчестве. Он разгадывает гениальный талант А. Е.  Мартынова  (к-рый  в этот  период  еще  выступал  в  водевильном  репертуаре),  способствует распространению  принципов  щепкин-ской  школы,  постоянно  применяя  ее творч. критерии в  своих  статьях  о  т-ре.  Непримиримость  и  вы-сскую принципиальность Б. в  борьбе  за  реализм  характеризует  его  открытое "Письмо к Гоголю" (1847). В театрально-критических статьях Б. содержится множество высказываний о таких высоко ценимых им драматургах, как Шекспир, Мольер, Шиллер, Гюго и др. Особенно велика была любовь  Б.  к  Шекспиру,  которого  он  ценил наряду  с  Пушкиным  как  величайшего  реалиста,  постигшего  тайну художественной конкретности и высокой поэтичности. Рассматривая искусство в его отношении  к  действительности,  сочетая теорию с историч. подходом к явлениям лит-ры и т-ра, Б.  охватывал  весь творческий процесс в целом, что было недоступно его предшественникам. Б. основывал свою критику па  критериях,  выдвигаемых  интересами  обществ, развития эго времени. Именно поэтому критика Б. была подлинно передовой, историчной и научной, исполненной  публицистич.  страстности,  поэзии  и вдохновения. Отражая  рост  демократич.  начал  в  рус.  обществ.  жизни 30-40-х гг., Б. не только выступал продолжателем лучших идейных традиций предшествующих  лет  (Радищева  и  декабристов),  но  и  подвел  рус. общественно-эстетич. мысль к новому этапу ее  развития,  ознаменованному появлением ре-волюционно-демократич. критики 50-60-х  гг.,  утверждением материалистич. мировоззрения  в  эстетике.  Этим  определяется  огромное значение критич. деятельности Б. в развитии рус. культуры и в  частности театрального искусства. Соч.: Полное собр. соч., т. 1-11, под ред. С. А.  Венге-рова,  СПБ  - П., 1900-1917; т. 12-13 под  ред..В.  С.  Спиридонова,  М.-Л.,  1926-48; Собрание соч. в трех томах, т. 1-3, M.,  1948;  Полное  собр.  соч.,  т. 1-13, M., 1953-59; Белинский о драме и театре. Сборник, M.-Л., 1948. Лит.: Летопись жизни и деятельности  Белинского,  М.,  1958;  История русской литературы, М.-Л.,  изд.  АН  СССР,  195  8,  т.  VII  (глава  о Белинском); Лаврецкий А., Белинский, в кн.: История русской критики,  т. l, M.-Л., 1958; Поляков М., Белинский в Москве. 182-1839, [M.], 1948; Смирнова 3. В., Вопросы художественного творчества в эстетике русских революционных демократов, М., 1958; Кастелин М. А., Белинский - театральный критик, М., 1950;  Островская Б. (Вступ. статья), Белинский-театральный критик,  в  сб.:  Белинский  о драме и театре, М.-Л., 1948. Т. Р.