ТАЛЬОНИ
										ТАЛЬОНИ (Taglioni) - семья итал. артистов балета и балетмейстеров. Филиппе Т. (5.XI.1777-11.IX.1871) - сын итал. артиста балета Карло Т. Дебютировал в г. Пизе в 1794. В  1795-99  -  первый  танцовщик  балетных трупп в Ливорно, Венеции, Флоренции.  В  1799  дебютировал  в  Парижской Опере в балете "Караван". С 1802 - солист балетной труппы  стокгольмской Королевской оперы. В 1816-18 - балетмейстер  этого  т-ра.  В  1818-30  - балетмейстер в т-рах Милана, Вены, Берлина, в 1830-36 - Парижской Оперы. В 1831 пост. в 3-м акте оперы  "Роберт-Дьявол"  Мейер-бера  танцы  теней монахинь. Эта хореографии, картина  положила  начало  романтич.  балету. Эстетич. принципы балетмейстера сформировались в пост. балета "Сильфида" Шнейцгоффера (1832, Парижская Опера), где гл. партию исполняла Мария  Т. В этом спектакле жанрово-бытовые эпизоды,  стилизованные  нар.  танцы  и пантомимич.  сцены,  контрастно  сочетались  с  фан-тастич.  ирреальными образами. Филиппе Т. первый применил в хореографии танец на пуантах  для создания возвышенных, поэтич. образов. В его балетах при содействии худ. Э. Лами была проведена реформа балетного  костюма.  Балетмейстер  широко вводил в свои пост. полеты, разл.  сценич.  трюки,  превращения.  Балеты "Дева Дуная" Адана (1836, Париж), "Тень" Маурера (1838, Петербург), "Бог и баядерка" Обера (1830, Париж) также  связаны  с  фантастич.  сюжетами. Использование нар. танца характеризует балеты: "Натали, или  Швейцарская молочница" Йировица и Карафы (1832,Париж), "Гитана" Г.  Шмидта  и  Обера (1838,Петербург). Т. был выдающимся педагогом  классич.  танца.  В  1852 оставил педа-гогич. и балетмейстерскую деятельность. Две сестры и два брата Филиппе Т. были также артистами балета.  Среди них наиболее известен С а л ь в а -торе Т. (1790-1868), выступавший  как артист и балетмейстер в Неаполе. Лит.: Блок Л. Д.,  Филипп  Тальони  и  его  школа,  в  кн.:  Классики хореографии, Л.-М., 1937, с. 183-91; С л о-н и м с к и и Ю., "Сильфида". Балет, Л., 1927. Мария Т. (23.IV.1804, Стокгольм,-22.IV.1884, Марсель) - дочь  Филиппе Т. Ученица Ж. Кулона и своего отца. Дебютировала в 1822 в Вене в  партии Нимфы в балете Филиппе Т. "Прием юной нимфы  при  дворе  Терпсихоры".  В 1823 выступала в Париже в  т-ре  "Порт-Сен-Мартен",  затем  в  Италии  и Германии. В 1827 - снова в Париже. После успешных выступлений в  "Спящей красавице" Герольда и др. была приглашена ведущей солисткой в  Парижскую Оперу, где для нее возобновили балет Ш. Дидло "Зефир и  Флора".  В  1830 Филиппе Т. пост. для Марии Т. балет "Бог и баядерка" Обера и  разработал партию  призрака  монахини  Елены  (3-й  акт  оперы  "Роберт-Дьявол" Мейербера). В 1832 Мария Т. впервые выступила в партии Сильфиды  во.  п. Шнейцгоффера, пост. ее отцом в Парижской Опере. Эта партия  принесла  ей мировую славу. Творчество Марии Т. оказало значит, влияние  на  развитие балетного  иск-ва.  Танец  ее  отличался  одухотворенностью,  чистотой, воздушностью, особой грацией, кантиленностью.  С  помощью  своего  отца, автора хореографии почти всех балетов, в к-рых она выступала,  Мария  Т. ввела в балет новые средства образной выразительности, в т. ч. танец  на пуантах и др. Легкий воздушный костюм, созданный для нее  художником  Э. Лами, способствовал реформе балетного танца. Иск-во Марии Т.  освободило балет от скованности и аффектации. Редко прибегая к пантомиме,  балерина передавала  в  танце  поэтич.  содержание  образа.  Кроме  фантастич., воздушных героинь [Сильфида (о. п. Шнейцгоффера),  Флер  де  Шан  ("Дева Дуная" Адана, 1836)], Мария Т. исполняла и  характерные  партии:  Натали ["Натали, или Швейцарская молочница" Йировепа и Карафы,  1832),  Лоретта ("Гитана" Г. Шмидта и  Обера,  1838,  Петербург).  В  1837-42  Мария  Т. ежегодно с огромным успехом выступала в Петербурге. Гастролировала также в Лондоне, где Ж. Перро создал для нее балеты "Па-де-катр" (1845) и  "Па богинь" (1846), оба на муз. Пуни. В 1847 оставила сцену. В 1860 пост.  в Парижской Опере балет "Бабочка" Оффенбаха для своей  ученицы  Э.  Ливри. Преподавала танцы детям англ. аристократии. Окончила жизнь в бедности. Лит.: Соловьев Н. В., Мария "Тальони. 1804- 1884, СПБ, 1912; Л e в  и н с о н А., Мастера балета..., СП Б, 1915;  Слонимский  Ю-,  "Сильфида". Балет, Л., 1927; Красовская В., Русский балетный театр от  возникновения  до  середины XIX века, Л.-М., 1958; L e v i n s o n A., Marie  Taglioni  (1804-1884), P., 1929; C a still- В 1 a z e F. J.,  La  danse  et  le  ballet  depuis Bacchus  jusqu'a  Mademoiselle  Taglioni,  P.,  1832;  Beaumont  C.  W., Complete book of ballets, L., 1951, p. 359-60. Поль Т. (12.1.1808-6.1.1884) - сын Филиппе Т., брат Марии Т. Учился у своего отца и у  Ж.  Кулона.  Дебютировал  в  Штутгарте  в  1826.  Затем выступал  в  Вене,  Мюнхене,  Париже  и  Берлине.  В  1832  работал балетмейстером в Лондоне, в 1839 - в США. Пост.  балеты  "Tea,  или  Фея цветов" Пуни (1847, Лондон), "Сатанилла" (1855),  "Приключения  Флика  и Флока" Гертеля (1862) и др. Дочь Поля Т.-M ария Т.-младшая (25.X. 1830-27.IV.1891) - была ведущей танцовщицей Берлинской оперы, выступала в Лондоне. Лит.: Beaumont С. W., Complete book of ballets, L., 1951, p.  362-89. Ham. P.