АГАР
										АГАР (Agar) [наст. имя и фам. - Мари Леонид Ш а р в  е  н  (Charvin)] [18.IX.1832 (1836?) - 14. VIII. 1891] -французская  актриса.  Училась  у чтеца и театр.  педагога  А.  Рикура,  стремившегося  внести  в  традиц. классицистическую манеру большую жизненность и простоту. Дебютировала  в 1859.  В  нач.  60-х  гг.  играла  в  парижских  т-рах  "Одеон"  и "Порт-Сен-Мар-тен". В 1863 и в 1869-72 - в театре "Комеди Франсез". Опираясь на творч. опыт Рагиель, А. развивала и укрепляла  реалистич. тенденции в драматич. иск-ве Франции 2-й пол. 19 в. Осн. репертуар А. состоял из трагедий  Корнеля (Камила - "Гораций"), Расина (Андромаха,  Аталия  -  в  одноим.  пьесах; Клитемне-стра  -  "Ифигения  в  Авлиде")  и  др.  драматургов  франц. классицизма.  С  большим  успехом  исполняла  роли  в  пьесах  совр. драматургов: Лукреция (о. п. Понсара), Занетто ("Прохожий" Коппе) и  др. Наиболее полное и глубокое раскрытие талант А.  получает  после  падения Второй империи и особенно в  дни  Парижской  Коммуны  1871.  Во  времена Парижской Коммуны А.  отвергла  политику  саботажа,  проводимую  "Комеди Франсез", и участвовала в концертах для  народа  и  армии,  организуемых правительством Коммуны в б.  императорском  дворце.  Продолжая  традиции Рашель,  А.  выступала  с  театрализованным  исполнением  "Марсельезы", выражая настроение революц. народа, охваченного героич. порывом и  верой в победу. Большое место в концертном  репертуаре  А.  занимали  революц. стихи В. Гюго и Барбье. После падения Парижской Коммуны  А.  подверглась преследованиям со стороны реакц. бурж. публики, печати  и  правительства Третьей республики, требовавших суровой кары актрисе,  сотрудничавшей  с коммунарами. В течение ряда лет  А.  было  запрещено  играть  в  Париже. Последние годы жизни она выступала в провинции и за границей. Лит.: Данилин Ю., Театральная жизнь в эпоху  Парижской  Коммуны,  М., 1936. Г. А,