БЕЛГРАД
										БЕЛГРАД - столица Югославии, главный город  Сербии  (свыше  522  тыс. жит. на 1957). Начало театральной  жизни  Б.  относится  к  1841,  когда труппой  любителей  во  главе  с  драматургами  А.  Николичем  и  И. Стерия-Поповичем была пост. пьеса последнего "Смерть Стевана Дечанского" (спект. этот шел в переоборудованном торговом помещении, к-рое  получило назв. "Театерна Джумруке"). В 1857 молодежь местного Лицея  организовала театр. труппу, дававшую спект. на нем.яз. ("Театер  у  пивари").  Труппа эта вскоре была реорганизована в сербское  "Друштво  српског  позоришта" ("Сербское театр. Общество"). В 1864 этот  т-р  был  распущен.  Наиболее значительным т-ром Б. до нач. 2-й мировой войны был "Народно позо-риште" (Югославский Национальный театр), открытый 30 окт. 1869  пьесой  Дж.  Малетича  "Посмертная  слава  князя  Михаила  М. Обреновича". Первым руководителем т-ра был Й.Джордже-вич.  Т-р  "Народно позориште" скоро привлек к себе лучшие артистич. силы Сербии; из него  в свою очередь вышло большинство известных югосл. артистов. Ведущим театр. деятелем этого т-ра долгое время был М.  Исайлович.  На  сцене  "Народно позориште" прошли пьесы мн. крупных югосл. писателей,  в  том  числе  М. Држича, И. Стерия-Поповича, М.  Бэна,  И.  СуСогича,  И.  Гундулича,  Т. Брезовачки, М. Боговичэ,  И.  Войновича,  М.  Беговича,  И.  Косора,  Л. Костича, Т. Триф-кович?, М. Глишича, Д. Илича, Б. Нушича, И. Цгнкара, М. Крлежи и др. Шли здесь также произв. Шекспира, Мольера, Гольдони  и  др. европ. классиков. В 1894 в помещении "Народно позориште" делаются первые попытки ставить оперные спектакли,  но  до  нач.  2u-x  гг.  20  в.  его репертуар был крайне скуден. Творческий подъем т-ра наметился в 1924-35, когда его директором и муз. руководителем становится изв. сербский комп. и дирижер С. Христич. С этого времени в Оперном т-ре ставятся не  только итал. и нем. оперы, но и  оперы  славянских  композиторов  (Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского, Дворжака, Монюшко)  и  в  том числе композиторов Югославии (Христича, К. Барановича,  П.Кокьо-вича)  и др. Формалистич. и эстетским влияниям на т-ры Югославии в 20-е гг. 20 в. противостояло творч. воздействие  реалистич.  принципов  МХАТа,  впервые гастролировавшего в Б. в 1920 и 1922. В период фашистской оккупации Югославии  творческая  жизнь  т-ров  Б. была почти полностью парализована. Оживление наступило  с  освобождением Югославии. В  1947  в  Б.  был  создан  новый  т-р"Югославенско  драмско позориште" (Югославский Драматический театр). Для  т-ра  было  выстроено новое театр.  здание.  Его  труппа  сформировалась  из  лучших  артистов Югославии. Основу fe составили ведущие артисты  "Народно  позориште".  В репертуар т-ра наряду с нац. классич.  и  совр.  пьесами  и  зап.-европ. драматургией входили рус. и  сов.  пьесы  ("На  дне",  "Егор  Булычов  и другие", "Любовь Яровая"). В 1956 этот т-р гастролировал в СССР (в то же время в Б. проходили гастроли МХАТа). В Б. продолжает работать  также  и т-р "Народно позориште" (занимает свое  старое  помещение),  включающий, помимо драматической, также оперные и балетные  труппы  (последняя  была создана в 1921,  получила  значительное  творч.  развитие  в  30-х  гг., прекратила  существование  во  время  войны  и  вновь  возобновила  свою деятельность  в  1946).  Кроме  перечисленных  т-ров,  в  Б.  работают: "Сов-ремено позориште" ("Современный  театр")  на  двух  сценах,  "Дечье позориште Бошко Буха" (Детский  театр  им.  Бошко  Буха),  "Ателье  212" (экспериментальный т-р), "Марионетско позориште" (кукольный театр;. В Б. работает  Театральная  академия  (Академия  за  позоришну  уметност), готовящая кадры артистов для югославских т-ров.