СУНДУКЯН
										СУНДУКЯН,    Габриел    Мкртичевич    [29.VI(11.VII).    1825, Тифлис,-16(29).III.1912, там же] - арм. драматург.  Основоположник  нац. реалистич. драматургии. В 1846 С. поступил  на  историко-филологич.  ф-т Пе-терб.  ун-та.  Глубокое  знакомство  с  передовой  рус.  культурой, посещение спектаклей с участием Щепкина и Мартынова во многом определили формирование эстетич.  взглядов  будущего  драматурга.  Окончив  ун-т  и получив степень кандидата восточных языков, С. в 1850 вернулся в  Тифлис и поступил на  службу  в  канцелярию  наместника  Кавказа  на  должность переводчика. Но за передовые взгляды его  вскоре  уволили  со  службы  и сослали в г. Дербент. Вернувшись в Тифлис  через  пять  лет  (1858),  С. посвятил себя драматургии, развитию нац. арм. т-ра. Его  первая  комедия "Ночное чиханье - к добру" (1863) имела  успех,  и  С.  создал  одну  за другой новые пьесы, получившие большое значение в  становлении  молодого т-ра. Глубоко понимая социальные противоречия  совр.  ему  общества,  С. выступил  против  историч.  классицис-тич.  трагедии  и  развлекательных водевилей, далеких  (c)т  совр.  жизни.  Драматургия  С.,  реалистически отображающая совр.  жизнь,  отвечала  требованиям  революц.  демократич. интеллигенции, требованиям М. Налбандяна, призывавшего к  созданию  арм. реалистич.  драматургии.  В  1866  появилась  комедия  С.  "Хатабала" ("Переполох"),  знаменовавшая  собой  первую  победу  реализма  в  арм. драматургии и т-ре. Через три года С. написал пьесу "Еще одна жертва", а в 1870-"Пэпо", пьесу, принесшую ему мировую славу. В 1873 на арм.  сцене был пост. "Разоренный очаг". С. написал также пьесы:  "Супруги"  (1890), "Банный узел" (1907), "Любовь и свобода" (1909), "Завещание" (1912). В  творчестве  С.  отражен  процесс  перехода  от  феодально  - патриархального уклада  к  буржуазному.  Драматург  выступает  в  защиту свободы человеч. чувств в мире социального угнетения  (образы  Ана-ни  и Микаела в пьесе "Еще одна жертва"), развенчивает  власть  денег  (образы буржуа Замбаховав "Хатабале", Зимзимова  в  "Пэпо"),  страстно  защищает идею социального равноправия. С  большим  художественным  мастерством  и сочувствием рисует драматург трудового  человека,  протестующего  против социального неравенства (Пэпо). С. призывал к  демократизации  т-ра,  усилению  его  просветительной, воспитательной миссии.  Утверждая  своим  творчеством  принципы  критич. реализма, общественно-обличительное направление в арм. т-ре,  С.  создал драматургию, глубокую по содержанию и богатую, разнообразную  по  форме. Пьесы С., в большинстве своем комедии, отличаются стройной  композицией, ярким нар. юмором,  достоверным  изображением  нравов  старого  Тифлиса, Персонажи пьес С., как главные, так и эпизодические, ярко индивидуальны, наделены сочной характерностью. Непревзойденный мастер художеств. слова, С. строит блестящий, легкий сценич. диалог. Множество фраз из  его  пьес вошли в жизнь,  стали  крылатыми  выражениями.  Драматургия  С.  явилась школой для арм. актеров. Г. Чмшкян, М. Амрикян, Г. Тер-Давтян, Вардуи, а впоследствии О. Гулазян, Асмик, А. Аветисян,  Г.  Габриелян  и  мн.  др. выросли на драматургии С. Комедии  его  сохраняются  в  репертуаре  сов. т-ра. Ведущий арм. драм т-р (Ереван) носит имя С. Большинство комедий С. вначале  переводилось  и  ставилось  на  груз. сцене. Впоследствии пьесы его были переведены  на  азерб.,  укр.,  рус." нем. и франц. яз.  С.  часто  выступал  (особенно  в  60-80-х  гг.)  как постановщик своих пьес. Он был одним из активных строителей нового  арм. т-ра в 60-е гг., в 1879-82 входил  в  состав  руководителей  Тифлисского армянского т-ра. С о ч.: на арм. языке- Полн. собр. соч., т. 1-4, Ер., 1951-61; в рус. пер.-Пьесы, М.-Л., 1949; Избранное, М., 1953. Лит.: А б о в Г., Габриел Сундукян, Ер., 1956. Р. 3. СУ НИ, Вальтер Эмильевич (р.  17.XII.1909)  -  карел.  сов.  актер  и режиссер. Засл. деятель иск-в РСФСР (1958). Чл.  Коммунистич.  партии  с 1952. Депутат Верх. Совета Карел. АССР. С 1932-актер фин. драм.  т-ра  в Ленинграде,  с  1940  -  фин.  т-ра  в  Петрозаводске.  Режиссерской деятельностью начал заниматься с 1945. В фин. т-ре пост. спектакли: "Ветер с юга" Грина (Гос. пр. СССР, 1950),  "Любовь  Яровая"  (1952); "Сын рыбака" Лациса (1954), "На  сплавной  реке"  Паккала  (1946),  "Все остается  людям"  Алешина  (1961),  "Новые  друзья"  Викстрема  (1950), "Хозяйка леса" Бабич и Палечек (1959),  "Семеро  братьев"  Киви  (1948), "Бессмертные  звезды"  Иванова  и  Гракова  (1958),  "Второе  поколение" Корнева  (1960).  Пост.  ряд  пьес  карел,  и  фин.  драматургов.  Для реа-листич. творчества С. характерно внимание к психоло-гич.  разработке характеров сценич. героев. Перевел на фин. яз. пьесу "Любовь  Яровая"  и др. С. Кол.