СТРИНДБЕРГ
										СТРИНДБЕРГ   (Strindberg),    Йухан    Август    (22.1.    1849, Стокгольм,14.V.1912, там же)  -  шведский  писатель,  драматург,  театр. деятель. Род. в купеческой семье. Был преподавателем, актером, занимался журналистикой. Первая  пьеса  -  стихотворная  трагедия  "Конец  Эллады" (1869). Наибольшей известностью пользуются пьесы  С.,  написанные  им  в 80-е гг. 19 в. В этот период С. выступил как один из вождей натурализма, сконцентрировав в  своем  творчестве  осн.  черты  этого  направления  - внимание к бытовым подробностям, научный подход к изображаемым явлениям. В семейных драмах "Отец" (1887, т-р "Казино", Копенгаген), "Фрекен Юлия" (1889, студенч. кружок, Копенгаген), "Кредиторы"  (1889,  "Дагмартеатр", Копенгаген), "Кто сильнее" (1889, там же), "Товарищи" (1886, "Люстшпильтеатер" - 1905,  Вена),  "Пляска  смерти"  (ч.  1-2, 1900,  "Резиденц-театер"  -  1905,  Кельн)  и  др.  С.  создает  острые социальные  характеристики,  с  беспощадной  откровенностью  анализирует бурж. нравы. Но гл. причину драм. конфликтов  он  видит  в  человеческих инстинктах, наследственности, болезнях, "борьбе полов". Творчество  С.  сложно,  противоречиво,  отмечено  резкой  сменой направлений - от натурализма к символизму, а затем - к  экспрессионизму. Его  мировоззрение  эволюционировало  от  демократизма,  оппозиционности совр. бурж. обществу, от естественнонаучного материализма к ницшеанству, увлечению  религиозными  учениями  (теософия,  буддизм)  и  вновь  к настроениям социального протеста. Но на всех этапах творчества в произв. С. проявлялись постоянные характерные черты.  Конфликты  пьес  С.  резко непримиримы, даже если выражены не в столкновениях людей,  а  во  внутр. психологич. борьбе. Герои С.-"...неустойчивые, разорванные, смешанные из старого и нового..."  (Полн.  собр.  соч.,  т.  1,  М.,  1910,  с.  35), исполнены  неразрешимых,  приводящих  порой  к  гибели  противоречий.  В большинстве своих  драм.  произв.  С.  раскрывает  психологию  и  судьбу изолированной  личности.  Его  привлекают  сильные  страсти,  борьба. Мироощущение С. по преимуществу трагедийно, творчество его имеет  острую антибуржуазную  направленность,  однако  реа-листич.  изображение  бурж. нравов вскоре заменяется в его драматургии восприятием  бурж.  мира  как кошмара. Постепенно внимание к иррациональному,  подсознательному  у  С. обостряется и подготавливает  его  переход  к  субъективистскому  показу мира. Пьесы "Путь в Дамаск" (трилогия: ч. 1-1898, Королевский драм.  т-р - 1900; ч. 2-1898, т-р "Каммершпиле" - 1916, Мюнхен; ч. 3-1901; там же), "Игра мечты" (1901, Шведский т-р - 1907, Стокгольм), "Соната  призраков" (1907, там  же  -  1908),  исполненные  мистич.  символов,  предчувствий катастроф,  предваряют  экспрессионизм.  Одновременно  С.  обращается  к реализму  в  историч.  драмах:  "Густав  Ваза"  (1899,  Шведский  т-р, Стокгольм),  "Эрик  XIV"  (1900,  там  же),  "Густав  Адольф"  (1900, Берлин-1903),  "Карл  XII"  (1901,  Королевский  драм.  т-р  -  1902, Стокгольм).  "Густав  III"  (1903,  "Новый  интимный  т-р",  Стокгольм), "Кристина" (1901, "Интимный т-р" - 1908) и др. Среди др. пьес: "Буря" (1888,  "Интимный  т-р",  Стокгольм),  "Пасха" (1901, т-р "Шаушпильхауз", Франкфурт-на-Майне), "Виттенбергский соловей" (1903, "Кюнстлер-театер" - 1914,  Берлин),  "Пеликан"  (1907,  "Интимный т-р"), "Большая дорога" (1909, там же - 1910). С. постоянно обращался к теории и  практике  т-ра.  В  предисловии  к пьесе "Фрекен Юлия" и в трактате  "О  современной  драме  и  современном театре" (1889) С.  развивал  принципы  эстетики  натурализма  (трактовка среды и характеров, построение диалога, мизансцен, оформление и т.  д.). Свои  взгляды  на  театр.  иск-во  С.  попытался  реализовать  в  т-ре "Экспериментальная сцена" (1889). Позднее  С.  создал  "Интимный  театр" (1907-10), где ставились его пьесы, написал ряд обращений к труппе. Творчество С. оказало значит,  влияние  на  драматургию  20  в.;  оно сказалось в произв. Ю. О ' Нила, Т. Уильямса,  А.  Миллера,  отчасти  Л. Хелман (США); нем. экспрессионистов; Дж. Осборна, Г.  Пинтера  (Англия); Ж. Кокто, Ж. Ануя, Ж. П. Сартра (Франция). Пьесы С. ставили реж. А. Антуан, О. М. Люнье-По (Франция), О. Б  рам, М. Рейнхардт (Германия), У. Муландер,  А.  Шеберг,  И.  Бергман,  П.  А. Браннер (Швеция). На рус. сцене ставились: "Фрекен Юлия" (1906, Новый  т-р,  Петербург; 1909, Т-р Корша, Москва), "Отец"  (1904,  Александрийский  т-р),  "Буря" (под назв. "Самум", 1905, Т-р В. Ф. Комиссаржевской,  Петербург),  "Эрик XIV" (1921, 1-я Студия МХТ, в гл. роли М. А. Чехов). С о ч.: Samlade skrifter, dl 1-55, Stockh., 1921-25; Twelve plays. L., 1962; в  рус.  пер.  -  Собр.  соч.,  2  изд.,  М., 1910-11; Полное собр. соч., т. 1-15, М., 1908-12. Лит.: Б p а н д e с Г., Собр. соч., т. 2, ч. 2, Киев, 1901; Гвоздев А. А., Западноевропейский театр..., Л.-М., 1939; А а  л  т  о В., Натуралистический период в творчестве Стриндберга, Л., 1936; Горький М., Собр. соч., в 30 томах, М., 1949-55 (см. тт. 24, 28); Луначарский А. В., О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 2, М., 1958; Э с с в e и  н Г., Август Стриндберг. Опыт психологической  характеристики,  М.,  1909; Dahlstrom С. E. W. L., Strindbergs  dramatic  expressionism,  Ann  Arbor (Michigan), 1930; B0rge V., Strindberge mystiske teater..., Kbh.,  1942; Berendsohn W. A., A.Strindberg. Ein geborener Dramatiker, Munch.,  1956; Gravier M., Le theatre naturaliste de Strindberg. Realite et  poesie,  в кн.: Realsime et poesie au  theatre.  P.,  1960;  Gustafson  A.,  August Strindberg. 1849-1912, Stockh., 1961; Johnson  W.,  Strindberg  and  the historical drama, Wash., 1963; K l af F. S., Strindberg. The  origin  of psychology in modern drama, N. Y., 1963; L u c a s F. L., The  drama  of Ibsen and Strindberg, L., 1962;  M  a  d  s  e  n  B.  G.,  Strindberg's naturalistic theatre. Its relation to  French  naturalism,  Cph.,  1962; "Paris-Theatre", 1962, ј 185. Т. Ш .-А.