СТРЕПЕТОВА
										СТРЕПЕТОВА,  Полина  (Пелагея)  Антипьевна  [ок.  4.X.1850,  H. Новгород,-4(17).Х.1903, Петербург]- рус. актриса. Родители С. неизвестны (воспитывалась в  семье  театрального  парикмахера  А.  Г.  Стрепетова); детство провела в Нижнем Новгороде.  Дебютировала  в  1865  в  Рыбинске. Среди  ее  ранних  ролей:  Верочка  ("Ребенок"  Боборыкина),  Софья ("Перемелется -  мука  будет"  Самарина,  1866)  и  др.  В  первые  годы пребывания на сцене С. приходилось играть в  драме,  комедии,  водевиле, оперетте ("Фауст наизнанку", "Фру-Фру", "Прекрасная Елена" и др.). С. не получила театр. образования, но многое восприняла от товарищей по сцене: ученицы М. С. Щепкина - А. И. Шуберт, своего мужа - видного актера М. И. Писарева и др. На формирование творчества  С.  оказали  большое  влияние эстетич. взгляды В. Г. Белинского и Н.А.Добролюбова.  Горячая  любовь  к народу, дух активного протеста против угнетения делали иск-во С. близким устремлениям революционно-демократич. интеллигенции. С.- первая  в  рус. т-ре раскрыла духовную силу рус.  женщины.  Талант  С.  как  трагедийной актрисы проявился в период работы  ее  в  Казани  (1871).  Здесь  она  с огромным успехом играла свои лучшие роли - Лиза-вета ("Горькая судьбина" Писемского),Катерина("Гро-за"),  Марья  Андреевна  ("Бедная  невеста" Островского), Аннета ("Семейные расчеты" Куликова) и др. Роли Катерины и Лизаветы - вершина иск-ва С. Позднее (нач.  80-х  гг.)  в  число  лучших работ актрисы вошла роль Степа ниды ("Около  денег"  Потехина  и  В.  А. Крылова). В этих образах наиболее полно раскрылся творч. облик  актрисы. Изображая  страдания  русской  женщины,  ее  полное  бесправие,  С. подчеркивала в своих образах мотивы социального  протеста.  Искренность, огромная эмоциональность,  вдохновенная  сила  чувств  искупали  нек-рую неровность игры  С.  и  заставляли  забывать  о  дефектах  ее  внешности (сутулость фигуры, резкость и угловатость движений).  К  числу  наиболее значит, ролей относятся также Аннушка, позже Евгения ("На бойком  месте" Островского), Василиса Ме-лентьева ("Василиса Мелентьева" Островского  и Гедеонова), Марьица ("Каширская старина" Авер-киева). В течение ряда лет С. играла в разл. провинц. городах. В 1873 - актриса Общедоступного т-ра в  Москве.  Неоднократно  выступала  в  руководимом  А.  Н.  Островским Артистич. кружке. В 1880 была актрисой Пушкинского т-ра А. А. Бренко.  В 1881 С. поступила в труппу петерб. Александрийского т-ра.  Однако  очень скоро  выявилось  резкое  противоречие  между  идейными  и  художеств. убеждениями  С.  и  консервативно  настроенным  руководством  имп.т-ра. Близкие С. пьесы Островского и Писемского редко включались в  репертуар, состоявший гл. обр.  из  салонных  бурж.  драм  и  комедий.  Конфликт  с дирекцией обострился из-за прямого и резкого характера С. Даже успех  С. в старых ролях и удачные -выступления в нек-рых новых ролях (Кручинина - "Без вины виноватые".  Степаыида  -  "Около  денег",  Сарра  -  "Иванов" Чехова) не смогли предотвратить ее отставки (1890).  Многолетняя  травля со стороны театральных чиновников, реакц. части актеров  и  определенных слоев зрителей надломила силы С В последние  годы  она  снова  играет  в т-рах провинции (Казань, Тифлис, Харьков, Ростов) и на  клубных  сценах. Это было время упадка таланта  С.  Протест,  мощно  звучавший  в  ранних сце-нич. созданиях  С.,  постепенно  ослабевал,  терял  свой  социальный смысл, приобретая отвлеченно моральный характер. С. притушила социальную тему образа Матрены ("Власть тьмы"), трактуя ее как женщину,  наделенную чертами необыкновенной жестокости. К  тем  же  годам  относится  глубоко ошибочное выступление  С.  на  1-м  съезде  сценич.  деятелей  (1897)  с призывом: "Долой школу! Да здравствует  актерское  нутро!".  В  1899  С. вновь получила приглашение в Алек-сандринский т-р на роли комич. старух, но уже в 1900 она опять, по ее собственному выражению, была "выгнана" из т-ра. С. обладала огромным темпераментом,  выдающимся  трагич.  дарованием, способностью к непосредственному переживанию. "Как природный талант, это явление редкое, феноменальное...,- писал А. Н. Островский.- Ее  среда  - женщины низшего и среднего классов общества; ее пафос - простые, сильные страсти" (Полн. собр. соч., т. 12, 1952, с.  213*-14).  С.  пользовалась горячим признанием в кругах демократич. зрителей, видевших в ее  иск-ве, связанном  с  революц.-народническими  идеями,  явление,  родственное творчеству  композиторов  "Могучей  кучки"  и  художников-передвижников (портреты С. созданы И. Е. Репиным и Н. А. Яро-шенко). Др. роли: Таня ("Грех да беда на кого не  живет"  Островского),  Лиза ("Горе от ума"), Дуня ("Не в свои сани не садись" Островского), Беатриче ("Много  шума  из  ничего")  Мария  Стюарт;  Тизбе  ("Анджело,  тиран Падуанский" Гюго)  Дочь  мельника  ("Русалка"  Пушкина),  Медея  (о.  п. Суворина и Буренина), Вера Шелога и Ольга ("Псковитянка" Мея)  Евпраксия ("Чародейка"  Шпажинского),  Татьяна  ("Чужое  добро  впрок  не  идет" Потехина), Анна Ивановна ("Семья" Крылова), Марфа Петровна ("Испорченная жизнь" Чернышева). Соч.: Воспоминания и письма, М.- Л., 1934. Лит.:  П.  А.  Стрепетова. Жизнь и творчество трагической актрисы,  Л.-М.,  1959;  Давыдов  В.  Н., Рассказ о прошлом, М.-Л., 1931; Савина М. Г., Горести  и  скитания,  Л., 1927; Б е н ь я ш  Р.  М.,  Пелагея  Антипьевна  Стрепетова,  Л.,  1947; Фельдман 3., Полина Антипьевна Стрепетова, М.-Л., 1947; А л п е р  с  Б. В., Актерское искусство в России, т.  1,  М.-Л.,  1945.  СТРИЖОВА,  Анна Николаевна [р. 10(22).XII. 1898]- рус. сов.  актриса.  Нар.  арт.  РСФСР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1923 окончила театр.  школу  в Нижнем Новгороде. В 1923-29  работала  в  Нижегородском  т-ре  драмы.  С 1929актриса Саратовского т-ра  им.  К.  Маркса.  С.-характерная  бытовая актриса. Сыграла много ролей в пьесах Островского: Кукушкина  ("Доходное место"), Кабаниха  ("Гроза"),  Галчиха  ("Без  вины  виноватые"),  Улита ("Лес"), Домна Пантелевна ("Таланты и  поклонники"),  Анфу-са  Тихоновна ("Волки и овцы"), Глафира Фирсовна ("Последняя жертва"). В  пьесах  сов. драматургов - Мотылькова ("Слава" Гусева), Христина  Архиповна  ("Платон Кречет"),  Сафонова  ("Русские  люди");  Зо-бунова  ("Егор  Булычев  и другие").  В  ее  иск-ве  острая  характерность  сочетается  с  большой искренностью, простотой. С.- мастер сценич. речи. Э. К.