СТРЕЛКОВЫ
										СТРЕЛКОВЫ  -  семья  рус.  актеров,  родоначальники  к-рой  играли  в крепостном т-ре кн. Н. Г. Шаховского в Н. Новгороде. В конце 30  и  40-х гг. 19 в. в Нижегородском т-ре работало ок. 10  актеров  с  фамилией  С. Особенно  заметную  роль  в  истории  рус.  про-винц.  сцены  сыграли представительницы 2-го  поколения  семьи  -  сестры  Хиония  Ивановна  и Александра Ивановна С. 1) Хиония Ивановна [Стрелкова 1-я, позднее -Таланова;  1822  -  5(17) .V. 4 880]. Сценич. деятельность начала в Нижегородском т-ре  (1838-52), затем в 1860 работала в Казани, выступая с этого времени под фам. своего мужа - Таланова. В 1860-80 - актриса моск. Малого т-ра. С.  играла  роли комич.  старух,  сварливых  и  злых  женщин.  "...Исполнение  г-жи Талановой,писал  критик  А.  Н.  Баженов,-  всегда  толково,  отличается вдумчивостью, наблюдательностью и правдивостью; ... фарсов и  умышленной эффектировки она... избегает, хотя иногда доводит до некоторой утрировки внешнюю отделку роли" ("Московские ведомости", 1861, ј 110, 20  мая,  с. 887). Роли:  Каурова  ("Завтрак  у  предводителя"  Тургенева),  Варвара Тимофеевна ("Чиновник по особым  поручениям"  П.  А.  Каратыгина),  г-жа Дюкро ("Два купца и два отца" Д.  Т.  Ленского),  Василиса  Перегриновна ("Воспитанница"  Островского),  Мамелфа  Тимофеевна  ("Посадник"  А.  К. Толстого) и др. Лит.: Зограф Н. Г., Малый театр второй половины XIX века,  М.,  1960; "Суфлер", 1880, .Ns 37 (некролог). 2) Александра Ивановна (ок. 1833- 1902). С детских лет выступала  как танцовщица в  дивертисментах  на  сцене  Нижегородского  т-ра  под  фам. Стрелкова 4-я. В 1852 дебютировала в Казанском т-ре как  драм.  актриса. Среди ее первых ролей - Мария ("Материнское благословение" Деннери, пер. Н. А. Некрасова, 1852).  В  этой  роли  проявились  горячий  темперамент актрисы, искренность в передаче драм. переживаний девушки из народа. Под рук. антрепренера и актера Н. К. Милославского, возглавлявшего Казанский т-р, и своей сестры X. И. Стрелковой С. подготовила роли: Марии  Стюарт; Эс-меральды  (о.  п.  Бирх-Пфейфера  по  Гюго),  Вероники  ("Уголино" Полевого), графини Клары ДОбервиль (о. п.  Анисе-Буржуа  и  Деннери),  в к-рых пользовалась большим успехом. Среди ее лучших ролей также Катерина ("Гроза") и Лизавета ("Горькая судьбина" Писемского). Трагич. образам С. были  свойственны  активность,  страстность  натуры,  актриса  умела передавать глубокую боль чистой  женской  души,  страдающей  в  жестоком мире. П. А. Стрепетова писала о ней: "В исходе 50-х и начале 60-х годов А. И.  Стрелкова  была  на  высоте своей славы. Ее огромный талант-самородок достиг тогда полной  зрелости, и по всему протяжению Волги, от Твери до Астрахани, имя  этой  даровитой артистки гремело из конца в  конец"  ("Жизнь  и  творчество  трагической актрисы", 1959, с. 142-43). После Казани С.  играла  в  Орле,  Саратове, Одессе, Киеве и др. городах. В 70-х гг. С.  перешла  на  амплуа  пожилых женщин. Работала в Народном т-ре на Политехнической  выставке  в  Москве (1872), Александрийском т-ре (1878-82), московском Малом т-ре (1891-92), во мн. крупных провинциальных городах. Др.  роли:  Мурзавецкая  ("Волки  и  овцы"),  Кабаниха  ("Гроза"), Пошлепкина  ("Ревизор"),  Простакова  ("Недоросль"),  королева  Гертруда ("Гамлет"), леди Макбет ("Макбет"), Таи-сия ("Свекровь" Чаева) и др. Лит.: "Голос", 1878, ј 82; Н и к о л a e в Н., Драматический театр  в г. Киеве, Киев, 1898. А, Кл.