СТРАВИНСКИЙ
										СТРАВИНСКИЙ, Федор Игнатьевич [8(20) .VI. 1843, Речицкий уезд Минской губ., - 21.XI(4.XII). 1902, Петербург] - рус. артист оперы (бас). Будучи студентом, выступал с успехом как певец в публичных  концертах.  В  1869 поступил в Петерб. консерваторию, к-рую окончил в 1873 по  классу  пения К. Эверарди. В 1873-76 пел на сцене  оперного  т-ра  в  Киеве,  в  1876- 1902Марйинского т-ра.  Исполнительская  деятельность  С.,  продолжившего традиции О. А.  Петрова,  -  значит.  этап  в  истории  рус.  реалистич. оперного  иск-ва.  Многогранный  певец-актер,  обладавший   иск-вом перевоплощения, он с равным  мастерством  исполнял  драматич.  и  комич. партии. На всем протяжении своего  творч.  пути  С.  боролся  с  оперной рутиной и фальшью. Он  тщательно  анализировал  муз.-драматич.  материал своих партий, уделял много внимания  жесту,  мимике,  походке,  костюму; будучи талантливым рисовальщиком, сам создавал  грим  для  своих  ролей. Сценич. образы С. отличались  высокой  жизненной  правдой,  пси-хологич. глубиной,  законченностью  муз  .-сценич.   воплощения,   актерским мастерством. Голос С.  большого  диапазона  (св.  2  октав)  не  обладал природной красотой тембра; мягкую  певучесть,  выравненность  регистров, разнообразие вок.-декламац. красок певец приобрел благодаря  вдумчивому, упорному труду. Яркие, типич., разнохарактерные сценич. образы создал С. в сперах рус. композиторов:  Олоферн,  Еремка  ("Юдифь",  "Вражья  сила" Серова),  Мельник  ("Русалка"),  Варла-ам,  Рангони  ("Борис  Годунов"), Голова,   Панас   ("Майская   ночь",   "Ночь   перед   рождеством" Римского-Корса-кова), Орлик ("Мазепа"), Андрей Дубровский  ("Дубровский" Направника). В партии Фарлафа ("Руслан и Людмила") С., по словам  В.  В. Стасова, был достойным наследником Осипа Петрова и исполнял эту роль  "с великим талантом".  Был  первым  исполнителем  партий  в  операх  П.  И. Чайковского: Светлейший  ("Кузнец  Вакула",  1876),  Дюнуа  ("Орлеанская дева", 1881), Мамыров ("Чародейка", 1887). Ряд замечат. образов создал в операх зап.-европ.  композиторов:  Дон  Ба-зилио,  Бартоло  ("Севильский цирюльник"),  Мефистофель  ("Фауст"  Гуно  и  о.  п.  Бойто),  Марсель ("Гугеноты") и др. С  большим  мастерством  исполнял  С.  и  характерные эпизодич. роли (гу дошник Скула - "Князь Игорь", скоморох Дуда - "Садко" и др.). Был также выдающимся концертным певцом. Лит.: С т а р  к  [Зигфрид]  Э.  А.,  Федор  Игнатьевич  Стравинский. 1843-1902, "ЕИТ". Сезон 1903-1904, СПБ. [1905], Приложение  к  вып.  14; его же. Петербургская опера и ее мастера. 1890-1910, Л.-M., 1940; Б о  г д а-н о в-Б ерезовский В., Федор Стравинский, M.-Л., 1951.