СТЕНБЕРГ
										СТЕНБЕРГ,  Владимир  Август  ович  [p.23.111(4  JV).1899]  и  Георгий Августович [7(20).III.1900 - 15.X.1933] - рус. сов. художники; братья. В 1920  С.  окончили  1-е  Гос.  свободные  художеств.  мастерские  (б. Строгановское уч-ще); учились у В. Е. Егорова и  А.  С.  Янова.  С  1915 оформляли  спектакли  в  т-рах  Москвы  (т-р  Зон,  т-р  оперетты  Е.В. Потопчиной), Киевском т-ре оперетты и др. С  первых  дней  революции  С. принимали активное участие  в  оформлении  массовых  празднеств,  писали плакаты для фронта и т. д. Осн. деятельность С., помимо работы в области художеств. плаката, была  связана  с  моск.  Камерным  т-ром  (1924-31). Декорации С., в особенности в первый период,  носили  конструктивистский характер, были отмечены  техницизмом,  стандартным  урбанизмом,  внешней "мюзик-холльной" эксцентриадой ("Вавилонский адвокат" Мариенгофа,  1924, обозрение "Кукироль", 1925, оперетта  "Сирокко"  Половин-кина,  1928,  и др.).  Опираясь  на  опыт  кубистов  и  конструктивистов,  стремясь  к изобразительной строгости, простоте форм, С. в то же время  отказывались от самодовлеющего эстетизма и беспредметности.  Целостности  оформления, его органич. связи с внутр. темой спектакля, конкретной  и  одновременно обобщенной эмоц. образности достигли С. в пост. пьес О'Нила -  "Косматая обезьяна", "Любовь под  вязами"  (1926)  и  особенно  "Негр"  (1929).  В последнем спектакле  сочетание  плоскостей  и  гармониеобразных  ширм  с динамич. контрастами света и  тени  создавало  трагич.  атмосферу  амер. города  -  символа  капита-листич.  мира.  В  работе  над  костюмами  С. пользовались  многообразными  приемами  -  от  сатирич.  гротеска  и плакатности до остро-психологич. характерности. После смерти брата  Владимир  Августович  С.  работал  для  Т-ра  им. Мейерхольда ("Одна жизнь", неосущ.). Лит.: Камерный театр и его художники. Введение А. Эфроса,  М.,  1934; Державин К., Книга о Камерном театре, Л., 1934; Марголин С.,  Оформление спектаклей в Камерном, "Театр и драматургия", 1935, ј 1. jf, /7.