СПЕРАНСКИЙ
										СПЕРАНСКИЙ, Евгений Вениаминович  [р.  9(22).  VII.  1903]-рус.  сов. актер, режиссер и драматург т-ра кукол. С 1925 работал в Т-ре кукол  при Центр, доме художеств. воспитания детей. С 1931 - актер Гос. центр, т-ра кукол, был одним  из  основателей  этого  т-ра.  С.-один  из  выдающихся актеров  т-ра  кукол.  Его  сценич.  образы  отличаются  мягким  юмором, пси-хологич. тонкостью и четкостью рисунка. Роли: Аладин и Мудрейший ("Волшебная  лампа  Алади-на"  Гернет),  Кот ("Кот в сапогах" Владычиной), Фадинар ("Соломенная шляпка" Эрдмана по Э. Лабишу), Конек ("Конек-Горбунок" Курдюмова по П. П. Ершову), Конферансье ("Необыкновенный концерт"), Петр Томилин ("Дело о разводе", автор С.)  и др. Написал  пьесы:  "Поросенок  в  ванне"  (1932),  "Краса  ненаглядная" (1943), "Дело о разводе" (1954), "Га-сан  -  искатель  счастья"  (1957), "Необыкновенное состязание" (1956), "Под  шорох  твоих  ресниц"  (1949), "И-го-го" (1964) и др. Инсценировки: "Каштанка" по Чехову (1935),  "Ночь перед рождеством" по Гоголю (1941), "Король-Олень" - сценич. редакция по Гоцци (1943). Среди пост. С.: "Кот в сапогах" (1937), "Любит-  не  любит"  Полякова (1952), "Буратино" Борисовой (1953) и др. Б.  Дис.  СПЕРАНСКИЙ,  Николай Иванович [18(30) .VII. 1877-5.II 1.1952] - рус. сов. артист оперы (бас), вокальный педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). Род. в семье земского врача. В 1895 окончил Саратовское муз. уч-ще, в 1899 - юридич. ф-т Моск. ун-та. Брал уроки пения у К. Эве-рарди, М. Баттистини, фп.  -  у  С.  В. Рахманинова, актерского иск-ва - у Г. Н. Федотовой. В  1901  дебютировал на сцене Моск. частной рус. оперы. В 1904-05 был артистом тифлисской оперы. В 1905-16 - ведущий солист  Оперного  т-ра  Зимина  в  Москве.  Обладал голосом большого  диапазона  (пел  партии  драматического  -  баритона), драматическим  дарованием.  Муз.-сце-нич.  образы   С.   отличались скульптурной выразительностью, точным внешним рисунком (грим, костюм). Лучшие партии: Борис, Варлаам, Рангони ("Борис Годунов"), Светлейший, Кочубей ("Черевички", "Мазепа" Чайковского), Мельник;  Галицкий  ("Князь Игорь"),  Мефистофель  ("Фауст"),  Эскамильо.  С.  -первый  исполнитель партий:  Додон,  ("Золотой  петушок",  1909),  Сулейман  ("Измена" Ипполитова-Иванова, 1910) и др. В 1916 оставил оперную сцену. Вел режиссерскую деятельность.  В  1917 вместе с артистом  Мариинского  т-ра  М.  Е.  Медведевым  организовал  в Саратове первый сов. оперный т-р. Пост.: "Травиата",  "Евгений  Онегин", "Майская ночь" и др. В 1920 создал  оперную  труппу  в  Ростове-на-Дону. Преподавал  в  консерваториях:  Саратовской  (1916-20),  Ростовской (1920-24), Бакинской (1924-32). Профессор Моск. консерватории  (1939-52) и Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных (1946-51). Среди  учеников:  В.  А. Багадуров,  М.  Ба-гиров,  Н.  Л.  Вельтер,  П.  В.  Валовое,  Г. Гаджибаба-беков, А. А. Дроздов, Е. В. Иванов, Р. Мамедов  (Бюль-Бюлъ)  и др. Лит.: "Театр", 1912, ј 1045, с. 5; 1914, ј 1457, с. 9; "Рампа и жизнь", 1912, J\o 3, с. 9; В а с и л е и к  о  С.,  Страницы воспоминаний, М.-Л., 1948, с. 147-48. М Р