СПЕНДИАРОВ
										СПЕНДИАРОВ,  Александр  Афанасьевич  [20.   Х   (1.XI).   1871, Каховка,-7.V.1928, Ереван] - арм. сов. композитор. Нар.  арт.  Арм.  ССР (1926). Окончил гимназию в Симферополе (1890) и юридич. ф-т Моск.  ун-та (1895). Теорию композиции изучал у Н. С. Кле-новского в Москве (1892-94) и Н. А. Римского-Кор-сакова в Петербурге (1896- 1900). Мн.  годы  жил  в Крыму, где  работал  как  композитор,  вел  муз.-обществ,  деятельность, дирижировал в симф. концертах. Творчество С.  развивалось  под  влиянием передовой  арм.  и  рус.  культуры,  в  тесном  общении  с  Н.  А. Римским-Корсаковым, А. К.  Глазуновым,  М.  Горьким,  О.  Туманяном,  М. Сарь-яном и др. В своем творчестве С.  утверждал  иск-во  реалистическое,  близкое  и понятное народу. Для  него  характерны:  светлая,  внутренне  сдержанная лирика, колоритные бытовые зарисовки, поэтичные  муз.  пейзажи.  Значит, место занимают картины историч. прошлого, образы нар. борьбы. С. написал много симф. соч., романсов, соч. в разл. жанрах. За симф.  картину  "Три пальмы", легенду "Бэда-проповедник" и  мелодекламацию  с  оркестром  "Мы отдохнем" на текст монолога Сони из пьесы "Дядя Ваня" (1910)  С.  трижды была присуждена Глинкинская пр. (в 1908, 1910 и 1912). После Октябрьской революции С. сразу же стал в ряды строителей  новой культуры. Он руководил первыми самодеят. хорами и  оркестрами  в  Крыму, участвовал в организации муз. школы, обрабатывал рус., укр. и  др.  нар. песни, в т. ч. революционные. В 1924 С. переехал в  Ереван  и  полностью посвятил себя развитию  нац.  муз.  иск-ва  Сов.  Армении.  Он  принимал активное участие в работе Ин-та науки  и  иск-ва  Арм.  ССР,  Ереванской консерватории, в  организации  муз.  изд-ва,  симф.  оркестра,  оперного класса,  в  воспитании  молодого  поколения  музыкантов,  выступал  как дирижер. Творчество С. достигло в этот период наивысшего расцвета. С. проявлял большой интерес к театр. музыке. В 1909-10 он работал над оперой "Шамирам". В 1912 М. М. Фокин пост. балет  "Семь  дочерей  короля джи-нов" на муз. симф. картины "Три пальмы" (премьера - в  янв.  1913  в Берлине, в гл. партии - А. Павлова). В 1919 С. написал музыку к  детской пьесе "Танцовщица и солдатик", а в 1926 - к спектаклю Т-ра им. Сундукяна "Отелло". С 1916  и  до  последних  дней  своей  жизни  С.  работал  над созданием героико-патрио-тич. оперы "Алмаст" по поэме "Взятие Тмкаберта" Туманяна об освободит, борьбе арм. народа против персидских  захватчиков в 18 в. Написанная в традициях рус. оперной классики,  опера  отличается вместе с тем ярким нац. своеобразием. Опираясь на арм. нар.  музыку,  С. создал развернутые оперные формы;  опера  содержит  колоритные  массовые нар. сцены (хоры,  танцы),  драматически  насыщенные  эпизоды,  выразит, характеристики героев. Большую роль  в  муз.  драматургии  оперы  играют сквозное симф. развитие, сложная и  разветвленная  система  лейтмотивов. "Алмаст" пост. впервые в Москве в 1930 на сцене филиала Большого т-ра (в ред. М. О. Штейнберга), в 1933 - в Ереване; опера шла и  в  др.  городах СССР. В 1945  в  Ереване  был  пост.  балет  "Хандут"  по  эпосу  "Давид Сасунский" на музыку из разл. соч. С. Творчество  С.  сыграло  выдающуюся  роль  в  развитии  арм.  нац. композиторской школы, в формировании ее эстетич. принципов и  стилистич. особенностей. Он обогатил арм. музыку новыми идеями и образами, опытом и традициями рус. классич. музыки, расширил круг жанров, форм  и  выразит, средств. Яркая,  жизнеутверждающая  музыка  С.,  отличающаяся  свежестью мелодий, красочностью  гармонии  и  оркестровки,  пользуется  любовью  и признанием народа. Именем С. назван Т-р оперы и балета в Ереване. С о ч.: Автобиография, "Сов. музыка", 1938, ј 4 Письма, Ер., 1962. Лит.: Шавердян А. А., А. Спендиаров. Жизнь и творчество.  Кр.  очерк, М.-Л., 1939, [2 изд.], М., 1957; Тигранов Г., А. А. Спендиаров, М., 1959; С п е нд и а р о в а М.,  А. Спендиаров, М., 1964. Г. Г.