СПЕКТАКЛЬ
										СПЕКТАКЛЬ (франц. spectacle,  от  лат.-  spec-taculum  -  зрелище)  - произведение театрального иск-ва,  создаваемое  театральным  коллективом (актеры, художник-декоратор, композитор и др.),  возглавляемым  в  совр. т-ре режиссером-постановщиком. Процесс подготовки С. начинается с выбора пьесы, к-рый определяется духовными  и  эстетич.  запросами  зрительской аудитории, возможностями данной труппы и т. п. Затем  т-р  приступает  к работе над С. В замысле С. обычно бывают в осн. чертах предрешены и цель (по Станиславскому - "сверхзадача", по Немировичу-Данченко - "зерно" С.) - во имя чего ставится данный С., и его будущий облик.  Исходя  из  этой цели, постановщик определяет истолкование пьесы в целом и ее осн. ролей, а  также  общие  очертания  сценической  формы  представления.  Замысел постановщика  конкретизируется  в  работе  с  художником,  к-рая  имеет огромное  значение  для  определения  стилистич.  особенностей  С.,  его внешней формы (см. Декорационное искусство). Одним  из  наиболее  важных  моментов  в  постановке  С.  является определение  его  мизансценич.  рисунка  (см.  Мизансцена),  т.  е. расположения актеров относительно друг друга и в определенном  сочетании с вещественным оформлением С. в каждый  конкретный  момент  действия.  С построением мизансценич. рисунка связана и организация темпа и ритма  С. Темп определяет ускорение или замедление  действия;  ритм  -  подъемы  и спады драматического напряжения. Однако и декорац. оформление С., и его мизансценич. рисунок,  темп  и ритм оживают только при условии органич.  и  одухотворенного  актерского исполнения (см. Искусство актера}. Поэтому осн. задачей постановщика  С. является работа  с  актерами  в  процессе  репетиций  (см.  Режиссерское искусство). Во время репетиций режиссер добивается  активного  выражения идеи драм. произв. в художественно целостном С., форма  к-рого  выражает содержание драмы, ее гл. мысль. Мизансцены С. проверяются в условиях уже завершенного  оформления,  в костюмах и гримах, согласовываются с музыкой (см. Музыка в драматическом театре), шумами (см. Шумовое оформление спектакля) п т. п., окончательно устанавливается световая 34 Театральная энциклопедия, том 4. партитура (см.  Свет  на  сцене). Последний этап работы над С.генеральная репетиция, к-рая, в  отличие  от всех предшествующих, проводится на публике  и  дает  возможность  понять участникам С., в какой мере достигнуты цели,  к-рые  они  ставили  перед собой. См. также ст. Театр. К. Р.