СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
										СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - творческий метод, основанный на правдивом, исторически-конкретном изображении действительности в  ее  революционном развитии. Опираясь на опыт всей предшествующей художественной культуры и прежде всего реалистич. иск-ва (см. Реализм), С. р.  выступает  как  его новый, высший историч. этап. Ростки С. р. в иск-ве появляются в 19 в., в пору  выхода  на  историч.  арену  рабочего  класса  и  возникновения коммунистич. идеологии, однако окончательно он формируется и развивается на почве социального опыта 20 в. ив  первую  очередь  опыта  Октябрьской революции, как обобщение практики нового, революц. иск-ва. Опираясь  на  научное  мировоззрение,   С.   р.   рассматривает действительность во всей ее  реальной  сложности  и  противоречивости  и одновременно в историч. перспективе движения к коммунистич. обществу,  в перспективе  разрешения  противоречия  между  "человеком  и  человеком", "индивидом и родом", "свободой и необходимостью" (см.  К.Маркс,  в  кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с.  588),  что,  в  свою очередь, ведет к новому соотношению между идеалом  и  действительностью, "целью и средством", "словом и делом". Все  эти  предпосылки  определяют осн.  эстетич.  принципы  С.  р.-  глубокую  правдивость,  прогрессивную идейную направленность, историч. конкретность и гуманистич. сущность. Диалектика характеров и обстоятельств,  детерминированность  личности социальными условиями, средой  и  значение  личности  в  изменении  этих условий, представление о человеке как  "объекте"  и  "субъекте"  истории получают в иск-ве С.  р.  наиболее  глубокое  выражение.  Иск-во  С.  р. показывает,  что  "совпадение  изменения  обстоятельств  и  человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только  как революционная практика" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс  Ф.,  Соч.,  2 изд., т.  3,с.  2).  Исторически  это  связано  с  появлением  на  сцене представителей народа и прежде всего нового, рево-люц. класса, уже не  в качестве "фона" или страдающей массы, как это чаще всего было  в  иск-ве прошлого, а как активного творца истории. Раскрывая  роль  нар.  масс  в истории, иск-во  получает  тем  самым  возможность  впервые  раскрыть  и значение активного,  самостоятельного  действия  человека  в  разрешении противоречий жизни. Особая историч. заслуга в этом отношении принадлежит одному  из  основоположников  С.  р.-  М.  Горькому,  творчество  к-рого пронизывает мысль: "Не я, но мы  -  вот  начало  освобождения  личности" (Собр. соч., т. 24, 1953, с. 18). "Хозяин тот, кто трудится", "Права  не дают, права берут" ("Мещане")- эти положения  символизируют  новый  этап осознания человеком своего отношения к действительности, осознания  себя хозяином "собственной судьбы". Поступая по внутр.  убеждению,  свободно, герой  опирается  на  революц.  опыт  масс,  его  действия  постоянно соотносятся с этим опытом, к-рый выступает как высший критерий в  оценке личности, ее "направленности" и поведения. В этом  заключается  одно  из важнейших завоеваний социалистич. иск-ва. В С. р. получает  наиболее  глубокое  воплощение  принцип  народности иск-ва, сформулированный В. И. Лениным. "Искусство  принадлежит  народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями  в  самую  толщу  широких трудящихся масс. Оно должно быть понято этими массами и любимо ими.  Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их" (цит. по кн.: 2 е 1 1с 1 п С., Егшпегипеп ап Ьешп, В., 1957,  8.  17).  Отражение интересов народа, насущных проблем его жизни, приближающее "искусство  к народу и народ к искусству" (там же),  служит  эстетическому  воспитанию народных масс, формированию гармонич., всесторонне развитой  личности  и раскрепощению самого иск-ва, реализации всех его эстетич.  возможностей. В этом смысле иск-во  С.  р.  разрешает  противоречия,  характерные  для предшествующих этапов развития художеств. культуры. С народностью внутренне связан один из важнейших  эстетич.  принципов С. р.- его  партийность,  к-рая  заключается  в  открытом,  сознательном служении художника интересам рабочего класса, в наших условиях  -  всего народа. Мировоззренч.  позиция,  ставшая  внутр.  убеждением  художника, связывающая его с историч.  миссией  наиболее  последовательно-ре-волюц. класса,  оказывается  источником  подлинной  свободы  творчества  и предпосылкой,  дающей  возможность  иск-ву  отразить  глубокую  правду действительности. В этом смысле партийность С. р.  противоположна  бурж. партийности в иск-ве, часто скрывающей под маской  "абсолютной  свободы" творчества зависимость художника от господств, капиталистич. отношений и искажающей его взгляд на действительность. В  свете  мировоззрения,  раскрывающего  закономерности  истории, правдивость реализма приобретает в социалистич. иск-ве  новые  качества, обогащается более широким и глубоким  взглядом  на  обществ,  конфликты, тенденции времени и их перспективы. Понимание реальных путей  истории  и социального прогресса влияет и на характер эстетич. идеала в иск-ве - он перестает выступать просто как некая желанная, конечная цель,  какой  он во многом еще остается в иск-ве критич. реализма, а включает  в  себя  и определенные пути достижения этой цели,  борьбу  за  новые  общественные отношения.  Не  умозрительно  сконструированный  "идеальный**  герой,  а идеальное в реальном человеке оказывается в центре внимания иск-ва С. р. Все это определяет его и утверждающий и критический пафос. Слияние в  С. р. действенности и осознанного историч. смысла, художеств.  цельности  и высокой идейности,  о  к-ром  говорил  Ф.  Энгельс,  размышляя  о  драме будущего (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч.,  2  изд.,  т.  29,  с.  492), открывает  пути  к  созданию  подлинно  интеллектуального  и  активно действующего  героя,  думающего  над  важнейшими  обществ,  проблемами времени, сознающего личную ответственность за судьбы  страны,  общества, совр. мира, его революц. преобразований, героя, рассматривающего  "бытие как деяние" (М. Горький), духовное богатство и идейная  зрелость  к-рого проявляются в действии.  Отсюда  такие  эстетич.  качества  С.  р.,  как глубокий социальный подтекст событий,  их  историч.  перспектива,  новое соотношение героевинар. масс, пристальное внимание к действенному началу драмы. Эти качества проявляются уже в таких связанных со становлением С. р. спектаклях, как: "Бронепоезд 14-69" в МХАТе, "Любовь Яровая" в Малом т-ре, "Разлом"  в Т-ре им. Вахтангова, "Шторм" в  Т-ре  МГСПС  и  др.  (см.  Театр.  разд. Советский театр). Диалектика формирования  новых  отношений  личности  и общества ставится в центр внимания театр. иск-ва С.  р.  Это  во  многом определяет поиски и противоречия сов. т-ра  20-30-х  гг.,  напр.  творч. устремления В.  В.  Вишневского  и  Н.  Ф.  Погодина,  уделявших  особое внимание движению масс, ходу истории, эстетич. принципы  драматургии  А. Афиногенова, А. Киршона, А.  Корнейчука,  характеризующиеся  пристальным вниманием к индивидуальности. В русле развития С. р. обогащается система Станиславского; "сверх-сверхзадача", "перспектива" артиста и роли  наполняются  новым содержанием; "массовая сцена" превращается в подлинно нар. сцену. С. р. предполагает широкий диапазон жанров и художеств.  форм,  к-рый отражает в  конечном  счете  богатство  и  многообразие  самой  реальной действительности. Включая в себя формы воспроизведения жизни,  связанные с подробным и  тщательным  исследованием  действительности  во  всем  ее реальном богатстве, иск-во С. р. не чуждо и более условных форм,  дающих особые возможности художеств. обобщения социальных тенденций и  явлений, активизации  зрительского  восприятия  (т-р  В.  Вишневского  и  В. Маяковского,  Б.  Брехта  и  Н.  Хикмета  и  др.).  Наряду  с  детальным воссозданием картин жизни возникают и подчеркнуто  лаконичные,  условные решения, иногда связанные с обращением к смежным  иск-вам  (в  т.  ч.  к кино).  Представляя  собой  разные  аспекты  художеств.  осознания действительности, эти формы взаимно дополняют и  обогащают  друг  друга. Стремясь  расширить  возможность  многостороннего  отражения  совр. действительности, ее сложных социальных и психологич. конфликтов, театр. иск-во использует вместе с драматич. началом эпич.  и  лирич.  элементы: "лицо от автора", лирич. монологи героев, "хор"  -  приемы,  позволяющие взглянуть на развивающиеся события "извне" и "изнутри", дать  им  прямую оценку, соотнести с тем, что непосредственно не  изображено.  Однако  во всех случаях в центре внимания остается действующий актер (см. Искусство актера, Режиссерское искусство). Изменяясь и обогащаясь, художеств. диапазон С. р. вместе с тем всегда исторически конкретен. Границы и формы С. р. определяются  его  эстетич. сущностью, задачей  художеств.  осмысления  логики  обществ,  процессов, значения нар. масс и личности в развитии этих процессов. Правда человеч. характера, логика действий человека,  выражающих  его  отношение  к  др. людям и обществу, остается важнейшим эстетич. критерием С. р. Метод С. р. получает широкое распространение в совр. театр. иск-ве  и связан с творчеством Ф. Вольфа, Б. Брехта, Л. Кручковского, Л.  Шиллера, М. Давидог-лу, Шона 0'Кейси и мн. др. крупнейших художников  т-ра  разл. стран.  Давая  возможность  наиболее  глубокого  осознания  социальных конфликтов современности, историч. перспектив  их  разрешения,  формируя подлинно творческое, свободное отношение к действительности, метод С. р. открывает перед театр. иск-вом широкие горизонты, к-рые  определяют  его место в совр. прогрессивной художеств. культуре. Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2,  М.,  1957;  В.  И. Ленин  о  культуре  и  искусстве,  М.,  1956;  Программа  КПСС,  М., 1961;АнастасьевА., БояджиевГ., Образцова  А.,Рудницкий  К.,  Новаторство сов. театра, [М., 1963]; Б е х е р И. Р., В защиту поэзии, пер. с  нем., М., 1959; Брехт Б., О театре. Сб. ст., пер. с нем., М.,  1960;  Проблемы социалистического реализма, М., 1961; М. Горький о литературе, М., 1961; Иезуитов А.,  Вопросы  реализма  в эстетике Маркса и Энгельса, Л.-М., 1953; Луначарский А.  В.,О  театре  и драматургии. Избр. статьи, т. 1-2, М., 1958; Немирович-Дан-ч е н к о  В. И., Статьи. Речи. Беседы. Письма, М., 1952 (Театральное наследие, т. 1); Станиславский К., Статьи. Речи. Беседы.  Письма,  М.,  1953;  Творческий метод.  Сб.  статей,  М.,  1960  (ст.-В.  Щербина,  "Соц.  реализм  как творческий метод"); Фридлендер  Г.,К.  Маркс  и  Ф.  Энгельс  и  вопросы литературы, М., 1962. А. Кар.