СОФОКЛ
										СОФОКЛ (ScoxAYjc) (ок. 496-406 до н. э.) - др.-греч. драматург.  Род. в Колоне, близ Афин, в семье богатого владельца оружейной мастерской.  В молодости был близок  к  вождю  афинской  аристократии  Кимону,  позднее примкнул  к  лидеру  демократии  Пе-риклу.  Избирался  на  важные  гос. должности. Первую победу на состязаниях трагич. поэтов С. одержал в  468  до  н. э., впоследствии 17 раз занимал первое место на Великих Дионисиях, 6 раз - на Ленеях. Древние филологи располагали 123 произв. С.,  нам  известны по назв. 114. Целиком дошли только 7 трагедий: "Аякс" (до 442), "Антигона" (ок. 442), "Трахинянки" (дата неизв.), "Царь Эдип" (ок. 429), "Электра"  (дата  неизв.),  "Фил  октет" (409), "Эдип в Колоне"  (пост.  поем.  в  401).  Сохранилось  также  мн. фрагментов разл. величины, в т. ч.  папирусные  отрывки  из  сатировской драмы "Следопыты". Мировоззрение  С.,  поэта  эпохи  расцвета  афинской  рабовладельч. демократии, отражает противоречивость  идеологии  афинского  полиса  2-й пол. 5 в. до н. э. С одной стороны, выдающееся положение в  греч.  мире, достигнутое Афинами к сер. 5 в., их духовный подъем оказались возможными только в результате недолговечного классового единства,  сложившегося  к этому времени  среди  свободных  граждан  гос-ва,  и,  в  свою  очередь, требовали сохранения и укрепления  коллективной  солидарности.  Полисная идеология,  выросшая  на  основе  "...совместной  частной  собственности активных граждан государства..." (Маркс К. и Э'нгельс Ф., Соч., 2  изд., т. 3, с. 21), видела свой  оплот  во  всевластии  божеств,  промысла,  в незыблемости традиц. установлении. С  др.  стороны,  именно  в  условиях наивысшего  для  того  времени  уровня  демократии  все  настойчивее становилась тенденция  к  высвобождению  личности  из  полисных  связей: испытания и страдания, выпадающие на долю  отдельного  человека  вопреки его собств. усилиям, не могли найти достаточно удовлетворит,  объяснения в божеств. воле. В трагедиях С.,  выступавшего  за  сохранение  полисных устоев, отчетливо различима стоящая позади всякого события  неотвратимая воля божества, но С., в отличие от  своего  предшественника  Эсхила,  не пытался объяснить ее к.-л. этич. соображениями. 8 то же время пристальное внимание С. привлекал активно  действующий, самостоят, в своем поведении и решениях  человек,  принимающий  на  себя полную ответственность за свои поступки. Уже в  ранней  трагедии  "Аякс" герой осознает несовместимость содеянного  им  преступления  с  нравств. кодексом доблестного вождя и находит освобождение от позора и  бесчестья в добровольной смерти. В трагедии "Царь Эдип" только отдаленным  намеком звучит  мотив  родового  проклятья,  с  к-рым  связан  миф  об  Эдипе  в предшествовавшей С.  лит.  традиции;  зловещее  предсказание,  сбывшееся несмотря  на  все  усилия  Эдипа,  ставит  его  перед  таинственной  и непознаваемой силой судьбы. Но в безграничной  смелости,  с  к-рой  Эдип борется с судьбой, в  непреклонной  решимости  раскрыть  окружающую  его тайну проявляется подлинное величие человека. Неведение,  в  к-ром  Эдип совершает страшные преступления, не освобождает его от  ответственности, хотя и делает неприемлемой в толковании трагедии идею  его  субъективной вины  и  божеств,  возмездия.  Жертвой  такого  же  трагич.  неведения становится Деянира ("Трахинян-ки"). Выявление истины приводит героев  С. к "прозрению", и эта ситуация позволяет С. раскрыть  противоречие  между субъективными  устремлениями  человека  и  объективным  результатом  его побуждений. Цельной, непоколебимой в своем  решении  предстает  Антигона (о. п.), но, в отличие от Эдипа, ее субъективное поведение  находится  в соответствии с  "неписанными"  нормами  гражданской  этики,  освященными вечной божеств, волей. Логика событий в трагедии  приводит  к  осуждению тиранич. единовластия Креонта, и таким обр. С.  полемизирует  с  тезисом софистов о человеке как "мере всех вещей", противопоставляя ему  традиц. полисную мораль. Вне всякой связи с иррациональными силами  живут  и  действуют  герои трагедий "Электра" и "Филоктет": их деяния и страдания возникают  из  их внутр. состояния, из врожденных нравств. свойств. В  образах  Электры  и Неоптолема глубже, чем в ранних трагедиях, раскрыт процесс созревания  и обоснования поступков людей. Персонажи С. достаточно  индивидуальны,  но их индивидуальность, свободная от всего  случайного  и  несущественного, возникает на основе идеального представления драматурга о  человеке;  С. говорил, что он изображает людей такими, "какими они должны  быть"  (см. Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957, с.  129).  Персонажам  С.  не свойственно также психологич. развитие; в ходе действия трагедии  только обнаруживается п раскрывается "природа" каждого из героев. Новые задачи в изображении человека определили специфич. черты  драм. техники. С. почти целиком отказался от объединения трагедий в  трилогии, значительно  увеличил  диалогич.  части  и  ввел  третьего  актера.  Это позволило  (начиная  с  "Царя  Эдипа")  усилить  напряжение  в  развитии действия. Своеобразная двухчастность  построения  ранних  трагедий,  при к-рой судьба осн. героя (Аякса, Антигоны,  Деяниры)  решается  в  первой половине трагедии, а события  второй  части  представляют  результат  их действий или гибель, преодолевается в "Царе Эдипе", затем в "Электре"  и "Филоктете", где все нити ведут  к  постепенному  раскрытию  "характера" осн. героя. Герою  часто  противопоставляется  второстепенный  персонаж, стремящийся отклонить его от  выполнения  нравств.  долга  (Тек-месса  в "Аяксе", Йемена в "Антигоне", Хрисофемида в "Электре", отчасти Иокаста в "Царе  Эдипе");  в  противодействии  этому  "искушению"  утверждается достоинство и величие человека. С. увеличил состав хора до  15  человек, но по сравнению с Эсхилом существенно сократил объем и значение  хоровых партий; обычно в них содержится  реакция  на  изображаемые  события  или размышления на этич. темы. С. приписывают введение декорац. живописи. Творчество С. высоко ценилось в древности. Верги-лий и Овидий считали его образцом трагич. поэта. Сюжеты и  образы  трагедий  С.  неоднократно использовались в последующей античной (Ливии Андроник, Акций, Сенека)  и европ.  лит-ре.  Среди  многочисл.  переработок  С.  в  новое  время: "Несчастная царица  Иокаста"  Сакса  (1550),  "Эдип"  Корнеля  (1659)  и Вольтера (1718) ,  оперы  Г.  Перселла,  А.  Скарлатти  и  др.  Глубокий теоретич. интерес к С. возник в конце 18 - нач. 19 вв. в Германии (Г. Э. Лессинг, И. В. Гете, Ф. Клейст, Ф. Шиллер, И. Гельдерлин). В  19  в.  Ф. Мендельсон-Бартольди  написал  музыку  к  "Эдипу"  (1841)  и  "Антигоне" (1845). В нач. 20 в.  мотивы  трагедий  С.  использовал  Г.  Гофмансталь ("Электра",  1903,  "Эдип  и  Сфинкс",  1906,  "Царь  Эдип",  1909), впоследствии В. Газенклевер ("Антигона", 1917), Ж. Кокто  ("Антигона"  и "Царь Эдип", 1928, фильм "Эдип", 1953), А. Жид ("Эдип", 1931), Ж. Жироду ("Электра", 1937), Ж. Ануй ("Антигона",  1942),  Б.  Брехт  ("Антигона", 1948), П.Карваш ("Антигона и другие", 1962); в опере: Р. Штраус ("Электра", 1909), И. Ф. Стравинский ("Царь  Эдип",  1928), А. Онеггер  ("Антигона",  1930),  Дж.  Энеску  ("Эдип",  1936),  К.  Орф ("Антигона", 1949). Трагедии С. с сер. 19  в.  ставятся  в  т-рах  всего  мира.  В  пост. участвовали: Ж. Муне-Сюлли, Т. Сальвини, А. Моисеи, бр. Адельгейм, Ю. М. Юрьев, М. Л. Рок-санова. В Сов. Союзе в 1920-е гг. трагедию "Царь  Эдип" ставили в Москве, Ленинграде,  Харькове,  Казани  и  др.,  в  т.  ч.  на открытых сценах и на цирковой арене. Среди пост. последних лет: "Царь Эдип" - Лондон (1945, т-р "Олд Вик", в загл. роли - Л. Оливье), Тель-Авив (1947, т-р "Габима"), Париж  (1951, "Т-р Елисейских полей", худ. П. Пикассо), Эпидавр (1955, Нац. греч. т-р, реж. А. Мино-тис), ТОилиси (1956, Т-р им. Руставели, в загл. роли  -  С. Закариадзе), Белград (1957, Нар. т-р, в загл.  роли  -  Л.  Иова-нович), Сиракуза (1958, Греч. т-р, реж. Г. Сальвини), Анкара  (1960,  Нар.  т-р, реж. Т. Музенидис), Мюнхен (1962, "Резиденц-театр", в загл.  роли  -  Т. Хольцман),  Прага  (1963,  Нац.  т-р,  в  загл.  роли  -  В.  Вейражка); "Антигона" - Эпидавр (1956, Нац. греч. т-р, реж.  А.  Минотис,  в  загл. роли - А. Синодину),  София  (1958,  Нар.  т-р  им.  К.  Сарафова,  реж. Музенидис), Бухарест (1958, Т-р молодежи, в загл. роли -  О.  Тудораке), Авиньон (1960, Нац. нар. т-р, пост. Ж. Ви-лара). Вена (1962,  Бургтеатр. реж. Г. Зельнер),  Варшава  (1962,  "Т-р  для  всех",  реж.  И.  Бабел); "Электра" - Москва (1945, Т-р им. Вахтангова), Афины (1952,  Нац.  греч. т-р, реж. Д. Рондирис. в загл. роли -  К.  Паксину),  Прага  (1956,  Т-р Чехословацкой армии), Пирей (Т-р греч. трагедии,  реж.  Д.  Рондирис.  в загл. роли - А. Папатанасиу, удостоена 1-й  пр.  Т-ра  Наций  в  Париже, 1960). Тексты: Sophocle, [Tragedies], texte etabli par A.  Dain  et  traduit par P. Mazon, t. 1-3, P., 1955-60; в  рус.  пер.-  Драмы,  т.  1-3,  M., 1914-15; Трагедии, М., 1954. Лит'.: P а д ц п г С. И., К  вопросу  о  мировоззрении  С."  "Вестник древней истории", 1957, [ј] 4; Чистякова H. A. " К  вопросу  об  образах трагических героев в драмах  Софокла"  в  сб.:  Классическая  филология, [Л.], 1959; Д у х и н  И.  Л.,  Софокл  и  Еврипид,  в  сб.:  Русская  и зарубежная лит-ра, Краснодар, 1961; W  e  b  s  t  e  г  Т.  В.  L.,  An introduction to Sophocles, Oxf., 1936; В о  w  r  a  C.  M.,  Sophoclean tragedy, Oxf., 1944; E a r p F. R.,  The  style  of  Sophocles,  Cambr., 1944; ReinhardtK., Sophocles, 3. Aufl., Fr./M., 1947; W h i t-m a n С.  Н., Sophocles. A study of heroic humanism, Cambr. (Mass.), 1951; Bonnard A., La tragedie et Гпотте, Neuchatel - P., [1951]; Ehrenberg  V.,  Sophocles and Pericles, Oxf., 1954 (то же, в нем. пер.. Munch., 1956); К irkwood G. M., A study of Sophoclean drama, Ithaca (N.  Y.),  1958; Maddalena A., Sophocle, Torino, 1959, 2 ed., 1963; L  es  k  у  A.,  Die tragische Dichtung der Hellenen, 2. Aufl., Gottingen., 1964.  См.  также ст. Древнегреческая драматургия и лит. к ней. В. Я,