СОПРАНО
										СОПРАНО (итал. soprano, от sopra-над)-1) Самый высокий  певч.  голос. Диапазон: Необходимое качество С.- хорошо развитый т. н. головной  регистр.  С. обладают обычно женщины и дети. В хоре особенно  красиво  звучат  голоса мальчиков (т. н. дискантисты). В 16-18 вв.  было  широко  распространено пение кастратов-певцов  т.  н.  сопрани-стов.  Существуют  три  основные разновидности женских  С.:  драматическое,  лирическое  и  колоратурное. Драматич. С.  отличается  большой  силой  звучания  на  всем  диапазоне, плотным нижним регистром. Бывает также лирико-драматич. С. Партии: Лиза ("Пиковая дама"), Наташа ("Русалка"), Ярославна;  Купава ("Снегурочка"), Настасья ("Чародейка" Чайковского),  Леонора  ("Фиделио" Бетховена), Ортруда ("Лоэнгрин"), Турандот (о. п. Пуччини), Аида. Выдающиеся певицы -Дж. Паста, П. Лукка, М. Каллас, Б. Нильсен, Ф.  В. Литвин, Э. К.  Павловская,  Н.  В.  Салина,  К.  Г.  Держинская,  Г.  П. Вишневская. Лирич.  С.  свойственны  мягкость  тембра,  гибкость  и  большая выразительность в кантилене. Для колоратурного С. характерны подвижность в исполнении фиоритур, пассажей и т. п., прозрачность тембра, легкость и свобода звучания в верхнем регистре, доходящем до фа, иногда до соль 3-й октавы. Часто встречается лирико-колоратурное С. Партии: Царица ночи ("Волшебная флейта"), Розина, Джильда,  Виолетта, Лакме, Чио-Чио-сан; Людмила ("Руслан и Людмила"), Антонида,  Снегурочка, Марфа; Волхова ("Садко"),  Царевна-Лебедь  ("Сказка  о  царе  Салтане"), Шемаханская царица ("Золотой петушок") и др. Выдающиеся  певицы:  А.  Патти,  А.  Каталани,  А.  Галли-Курчи,  Л. Тетраццини, Т. Даль Монте,  М.  Зембрих,  Г.  Зонтаг,  Ж.  Линд,  Е.  К. Мравина, Н. И. Забела, А. В. Нежданова, В. В. Барсова, Е. К. Катульская, Д. Я. Панто-фель-Нечецкая. А. Даниэлян, Г. Гаспарян, Г. В.  Олейни-ченко и др. 2) Самая высокая партия в хоре. 3) Высокие по регистру  разновидности нек-рых муз. инструментов.