СОЛЬСКИЙ
										СОЛЬСКИЙ (Solski), Людвик [наст. фам. и имя - Сосновский  (Sosnowski) Людвик Наполеон; 20.III.1855-19.XII.1954]-польский актер,  режиссер,  театр.  деятель. Род. в семье обедневшего шляхтича. С юных лет увлекался  т-ром.  В  1875 поступил на выходные роли в Краковский т-р  под  рук.  С.  Козъ-мяна.  В 1876-77 выступал в летнем т-ре "Эльдорадо" в  Варшаве,  затем  в  Лодзи, Ченстохове, Люблине, Познани и др. городах.  В  1882  учился  в  Варшаве пению и в 1882-83 пел в опере и оперетте в Познани. В 1883, вернувшись в Краков, продолжил артистич. деятельность под рук. Козьмяна. С 1893  -  в Краковском т-ре им. Словацкого (с 1894 - гл. режиссер). В  1900-05  -  в Городском т-ре во Львове, в 1905- 1913 - директор Краковского  т-ра  им. Словацкого, с 1913-14 - гл. режиссер,  а  в  1923--24  -  директор  т-ра "Розмаитости"  в  Варшаве.  В  1916-17  выступал  в  Кракове,  Лодзи.  В 1917-18директор "Т-ра Польски" в Варшаве. В 1919-21 выступал в  Познани, Лодзи, Вильно,  Люблине.  С  1924  -  в  "Т-ре  Наро-довы"  (Варшава,  в 1935-38-директор этого т-ра). После освобождения  страны  от  фашистской оккупации С. принял активное участие в становлении т-ра народной Польши. Связанный в первоистоках своего творч. пути с  краковской  школой  С. был талантливым  представителем  лучших  традиций  передового  польского реа-листич.  сценич.  иск-ва.  Мастер  перевоплощения,  С.  умел  щедро использовать  средства  художеств.  преображения,  великолепно  владел гибким,  богатым  по  диапазону  голосом,  всегда  подчинял  внешнюю характерность раскрытию внутр.  содержания  образа.  Высоким  героич.  и трагедийным пафосом были проникнуты созданные С. образы  Горштынского  в одно-им. драме Словацкого, ксендза Петра в "Дзядах" Мицкевича  и  самого Мицкевича в "Легионе" Выспянского.  С  любовью  и  глубоким  сочувствием воплощал  С.  образы  людей  из  народа  (Старого  солдата-ветерана  - "Варшавянка" Выспянского). С.  был  острым  мастером  историч.  портрета (Калигула - о. п. Ростворовского; Фридрих - "Фридрих Великий" и Димитрий - "Царь-Самозванец" Новачинь-ского). Лучшие комедийные  роли  С.:  Латка ("Пожизненная рента"), Папкин и Дындальский  ("Месть"),  Пан  Иовяльский (о. п.) - все А. Фредро; Эгчик ("Двенадцатая  ночь"),  Догберри  ("Много шума из ничего"), Петруччио ("Укрощение  строптивой").  Гарпагон  и  др. Создал значит, образы в пьесах рус. авторов: Перчихин ("Мещане"),  Актер ("На дне"), Фирс ("Вишневый сад"), Грозный ("Смерть Иоанна Грозного"  А. К. Толстого), Старик  ("Русские  люди"-  первая  роль,  сыгранная  С.  в народной Польше). Последнее выступление С. на сцене состоялось  в  "Т-ре Польски" (Варшава) в 1954 в ознаменование 80-летия  его  деятельности  и вступления в сотый год жизни. В  режиссерском  иск-ве  С.  стремился  к  синтетич.  использованию различных  средств  театр.  выразительности,  большое  внимание  уделяя декоративному  оформлению,  световому  решению.  Последователь  идей  С. Выспянского,  С.  вводил  в  репертуар  руководимых  им  т-ров  лучшие произведения классич.  и  совр.  драматургии  (пьесы  А.  Мицкевича,  Ю. Словацкого,  Фредро,  Выспяньского,  Г.  Запольской,  С.  Жеромского, Шекспира, Мольера, Гольдони, Ибсена, Шоу, Бьернсона, Чехова,  Горького). С.- лауреат Гос. пр. (1950). В 1954 ему были присуждены  ученая  степень почетного доктора философии Ягеллонско-го ун-та и  почетное  гражданство города Кракова. С о ч.: Воспоминания, М.,  1961  (вступ.  статья  Б.  Ростоцкого,  с. 5-46). Лит.: Jerzy Got, Role Ludowika Solskiego, Wr., 1955; "Teatr", Warsz., 1954, ј 6, s. 3-10, ј 11; Me-cierakowski J., Natanson W., Ludwik Solski, Warsz., 1954. Б. Рос.