СМОЛИЧ
										СМОЛИЧ, Николай Васильевич [р.12(24) .VI .1888 ]- рус. сов.  актер  и режиссер. Нар. арт. СССР (1944).  Чл.  Коммунистич.  партии  с  1946.  Б 1905-08  учился  на  историко-филологич.  ф-те  Петерб.  ун-та.  В  1908 поступил на драм. курсы при имп. т-pax, к-рые окон-чилв1911 (класс С. И. Яковлева и В. Н. Давыдова). В1911-17 - актер Алекса  н-дринского  (затем Петрогр. академич.) т-ра. Роли:  Митро-фан  ("Недоросль"),  Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому), царь Федор  Иоаннович  (о. п. А. К. Толстого), Хлестаков и др. С 1916 стал работать как режиссер. Пост. в этом т-ре: "Декабрист" Гнедича (1918), "Женитьба Фигаро" (1918); "Заговор Фиеско" Шиллера (1920), "Эльга" Гауптмана (1922), "Канцлер и слесарь" Луначарского (1923) и др.  Этапной  работой  для  т-ра  явилась пост. С. драмы "Посадник" А. К. Толстого (1922). После 1917 С. входил во Временный комитет,  возглавлявший  работу  т-ра,  в  1920  был  назначен руководителем художеств. части.  С  1922  одновременно  работал  оперным режиссером в ГАТОБе (с  1935-Т-р  оперы  и  балета  им.  Кирова).  Пост. спектакли: "Травиата" (1923), "Севильский цирюльник" (1924),  "Гугеноты" (1935, 1951), "Фауст" (1949),  "Кармен"  (1956).  Особенно  плодотворной была деятельность С. в  Ленингр.  Малом  оперном  т-ре  (в  1924-30  был художеств. руководителем и директором этого т-ра), где  пост.  синтетич. агитзрелище "Двадцать пятое" (текст В. Маяковского, участники -  артисты драмы, оперы и балета ленингр. т-ров),  что  способствовало  утверждению совр. тематики в муз. т-ре. Пост. С.  в  этом  т-ре  отличались  смелыми поисками новаторского решения. С. принес в оперный  т-р  культуру  драм. сцены, он стремился привить солистам и хору  навыки  актерского  иск-ва, создать художеств. ансамбль. Впервые на  сов.  сцене  здесь  были  пост. оперы:  "Нос"  (1930),  "Леди  Макбет  Мценского  уезда"  ("Катерина Измайлова", 1934) Шостаковича, "Именины" Желобинского  (1935),  "Свадьба Кречинского" Пащенко (1949). В 1930-38 С.- гл.  реж.  Большого  т-ра,  в 1938-47-гл. реж., худ. рук. и директор Т-ра оперы и балета им. Шевченко. В 1961-63 был педагогом Моск. консерватории. Др. пост.: в Ленингр. Малом оперном т-ре - "Золотой петушок"  (1923); "Там, где  жаворонок  поет"  (1923)  и  "Желтая  кофта"  (1925)  Легара, "Испанский соловей" Фалля (1924), "Прыжок через тень" (1927)  и  "Джонни наигрывает"  (1928)  Кшенека,  "Снегурочка"  (1928),  "Евгений  Онегин" (1937);  "Разбойники"  Оффенбаха  (1948),  "Суворов"  Василенко  (1952), "Сорочинская  ярмарка"  Мусоргского  (1952),  "Таинственный  замок" ("Страшный двор") Монюшко (1953), "Дон Паскуале" Доницетти (1954),  "Дон Карлос" Верди (1955); в Большом т-ре-"Загмук"Крейна, "Руслан и Людмила", "Пиковая дама" (все 1931); "Отелло" Верди (1932), "Тихий Дон"  (1936)  и др.;  в  Т-ре  оперы  и  балета  им.  Шевченко  -  "Перекоп"  Мейтуса, Рыбальчемко, Тица  (1939),  "Шевченко"  ("18  47  год")  Йориша  (1940), "Честь" Жуковского (1947), "Тарас Бульба" Лысенко (1941, 1947) и др.;  в Ленингр. т-ре муз. комедии - "Кето и Котэ" Долидзе (1950); в Т-ре  оперы и балета им. Палиашвили - "Пиковая дама" (1932), "Аида" (1934);  в  Т-ре оперы и балета им. Спен-диарова  -  "Мазепа"  (1949);  в  Петрозаводском муз.-драм. т-ре - "Кумоха" Пергамента (1959). Лит.: "Рабочий и театр", 1933, янв., .ј 2 (ст.  И.  Соллер-тинского); "Красная  газета",  1935,  1  апр.,  .ј  73  (ст.  А.  Пиотровского); "Театральная декада", 1936, .Na  I  (37)  (ст.  К.  С.  Станиславского); Очерки истории русского советского  драматического  театра,  т.  1,  М., 1954; Малый оперный театр. Л., 1961. А. Ив.