СМЕТАНА
										СМЕТАНА (Smetana), Бедржих (2. II 1.1824,  Лито-мишль,  -  12.V.1884, Прага) - чеш. композитор,  пианист,  дирижер  и  муз.-обществ,  деятель. Основоположник чеш. муз.  классики.  Род.  в  семье  пивовара,  любителя музыки. В 1843, окончив гимназию в Пльзене, С.  переехал  в  Прагу,  где стал учеником известного музыканта и педагога И.  Прокша.  Под  влиянием рево-люц. событий 1848 создал "Песню свободы" для хора и др. соч. В авг. 1848 открыл в  Праге  муз.  школу,  к-рая  стала  центром  концертной  и просветит, деятельности чеш. патриотов. В условиях политич.  реакции  С. вынужден был в  1856  покинуть  родину.  Пять  лет  прожил  в  Гетеборге (Швеция), совершил неск. поездок в Веймар к Ф.  Листу,  к-рый  поддержал его творч. устремления. Возвратившись  в  1861  в  Прагу,  С.  возглавил движение за нац.-самобытное развитие чеш. муз. культуры. Он  выступал  в качестве симф., хорового (с 1863 руководил муж. хором "Глагол Пражский") и оперного дирижера (с 1866 - во Временном  т-ре),  пианиста,  педагога, муз. критика, организатора муз. обществ.-просветит, мероприятий. В  1863 им  была  завершена  опера  "Бранденбуржцы  в  Чехии"  (1866);  за  ней последовали оперы: "Проданная невеста" (1866, 4-я ред., 1870), "Далибор" (1868), "Две вдовы" (1874)  (все  пост.  во  Временном  т-ре),  "Либуше" (1881, на открытии пражского Нац. т-ра). С.  проявлял  живой  интерес  к рус.  музыке,  дирижировал  симф.  произв.  М.  И.  Глинки,  А.  С. Даргомыжского, операми Глинки (на  сцене  Временного  т-ра),  включал  в программы своих концертов рус.  и  укр.  песни.  В  1874  С.  неожиданно потерял слух, был вынужден оставить пост оперного дирижера, но продолжал творч. работу. Создал в последнее  десятилетие  жизни  оперы:  "Поцелуй" (1876, Временный т-р), "Тайна" (1878, Новый чеш. т-р),  "Чортова  стена" (1882, там же), "Виола" на сюжет комедии "Двенадцатая  ночь"  (неоконч.; 1924, Нац. т-р), а также симф. цикл "Моя родина", камерные и фп. произв. Творчество С. имело огромное значение для развития чеш.  муз.  культуры. Композитор-новатор, С. творчески развивал традиции  отечеств,  музыки  и опыт мирового муз.  иск-ва.  Произв.  С.,  отмеченные  народностью  тем, образов, муз. языка, заложили основу чеш. муз. классики и  утвердили  ее мировое значение. С.  был  тесно  связан  с  нац.-освободит,  движением, мужественно отстаивал передовые обществ, и художеств.  идеалы  в  борьбе против реакции. Осн. творч. усилия С.  были  направлены  на  создание  нац.  оперного репертуара. Глубоким патриотизмом  проникнуты  оперы:  "Бранденбуржцы  в Чехии" - историч. муз. драма, воскрешающая эпизоды борьбы чеш. народа  с нем. захватчиками в 13 в.; "Далибор" -  муз.  трагедия,  в  к-рой  мощно звучит протест против феод. гнета; "Либуше" - опера  монументально-эпич. стиля, воспевающая нар. мудрость, славу и силу (исполняется в  дни  нац. празднеств). Комич. оперы С. "Проданная невеста", "Две вдовы", "Поцелуй" и "Тайна" завоевали широкую популярность в Чехии, а первая из них обошла оперные  сцены  всего   мира.   "Проданная   невеста"   привлекает жизнерадостностью,  реалистичностью  изображения  нар.  быта,  мелодич. богатством.  В  этой  опере  нашел  выражение  оптимизм  чеш.  народа, пронесенный  сквозь  годы  тягчайших  испытаний.  В  музыке  "Проданной невесты" звучат нар. мелодии, используются ритмы чеш. танцев. Творчество С., одного  из  крупнейших  мастеров  реалистич.  оперного иск-ва 19 в., пользуется признанием и любовью в ЧССР и  в  др.  странах. Произв. С. входят в репертуар оперных т-ров и муз. коллективов СССР. С о ч.: Briefe und Erinnerungen, Prag,  1954.  Лит.:  Н  еедл  ы  3., Бедржих Сметана, 2 изд., Прага,  1945;  Мартынов  И.,  Бедржих  Сметана, М.Л., 1950; 2 изд., 1964;  Б  э  л  з  а  И.,  Очерки  развития  чешской музыкальной классики, М.- Л., 1951; Гул и некая 3 Бедржих  Сметана,  М., 1959; N е j е d 1 у Z., Bedtich Sme-tana, [kn.] 1-7,  [Praha],  1950-54; Hostinsky 0., Bedrich Smetana a jeho boj о modierni Ceskou hudbu, 2  vyd Praha, 1944; P г a z a k P., Smetanovy zpevohry, sv. I-IV, Praha,  1948; Smetana ve vzpominkach a dopisech, Praha, 1954- Ив. М.