СКАРПЕТТА
										СКАРПЕТТА  (Scarpetta),  Эдуарде  (13.III.1853-29.XI.1925)  -  итал. актер, драматург. В 15-летнем возрасте дебютировал как  актер  на  сцене т-ра "Сан-Карлино" (Неаполь), затем выступал в разл. районах Калабрии  с труппой М. Боцци. Вернувшись через 2 года в Неаполь, С. вступил в труппу А. Летито а после его смерти возглавил т-р "Сан-Карлино".  Создал  здесь образ дона Феличе Шошамокки, заменивший традиционную маску  Пульчинеллы. Это выдвинуло С.  в  число  лучших  комедийных  актеров  неаполитанского диалектального т-ра. Дон Феличе стал гл. персонажем  многочисл.  комедий С.,  сатирически  изображающих  выскочек-буржуа.  Отказываясь  от  маски Пульчинеллы, заменяя  ее  живым  человеческим  характером,  актер  более глубоко и полно показывал совр. действительность. Мн. пьесы, близкие  по стилю к фарсу, С. писал, перерабатывая комедии  франц.  драматургов  (Э. Лабиша, Ж. Фейдо, А. Н. Эннекена и др.). В его комедиях  щедрый  комизм, жизнеутверждающая темпераментность сочетаются с критикой нек-рых  сторон жизни  Неаполя,  подлинным   демократизмом,   точным   изображением неаполитанского быта, характеров. Лучшая пьеса  С.-  "Беднота  и  знать" (1888), показывающая жизнь двух семей, к-рых голод и  нищета  довели  до отчаяния, не утратила социальной остроты до наст. времени. С. принадлежат книги автобиографич. характера: "От Сан-Карлино до Фьорентини" (Da San Carlino ai Fiorentini, Napoli, 1895), "Дон Феличе" (Don Felice, Napoli, 1883), "Пятьдесят лет на сцене" (Cinqu-ant'anni di palcoscenico. Napoli, 1922). Лит.: ScarpettaM., Felice Sciosciammocca, mio padre, Napoli, 1950; на рус.  яз.-Де  Филиппе  Э.,  Страницы  истории  неаполитанского  театра, "Театр", 1958, ј 7. р /fn. CKAPPOH  (Scarron),  Поль  (4.VII.1610-7.X.1660)-*  франц.  писатель, поэт,  драматург.  Автор  бурлескных  поэм  и  знаменитого  "Комического романа",  рисующего  полную  драматизма  жизнь  бродячих  комедиантов, противопоставленную миру  смешных  и  порочных  обывателей.  С.  написал комедии "Жодле, или Хозяин-слуга", "Смешной наследник" (1645, 1649,  т-р "Бургундский  отель"),  "Три  Доротеи,  или  Обесчещенный   Жодле" ("Жодле-дуэлист"), "Дон Яфет Армянский"  (1646,  1652,  т-р  "Маре"),  в к-рых использовал бурлескный прием пародирования сюжетов  исп.  комедии. Во мн. свои пьесы С. ввел в качестве гл.  персонажа  фигуру  популярного фарсового актера Жодле. Образы Жодле и Криспена  ("Саламанкский  школяр, или Великодушные враги",  1652,  "Маре")  утвердили  во  франц.  т-ре  и драматургии  тип  энергичного,  веселого  слуги,  получивший  дальнейшее развитие в комедиях  Ж.  Б.  Мольера,  Ж.  Ф.  Реньяра,  А.  Р.  Лесажа. Показывая слугу  в  роли  дворянина,  С.  средствами  гротеска,  пародии разрушал традиц.  представление  о  дворянстве.  С.  широко  использовал фарсовые традиции; живой, гибкий диалог его комедий построен  на  резких столкновениях. Соч.: Oeuvres, t. 1-7, Р., 1786; Le roman comique, V.  1-2,  Р.,1951; в" рус. пер. -Комический роман, M.-Л., 1934; Комедии, М.,  1964  (ст.  и примеч. В. ЛозовецкогОд с. 5-30). Лит.: M o r i 1 1 о t Р., Scarron et le genre burlesque, Р.. 1888. В. Л\ СЕАРСКАЯ, Надежда Федоровна (1869-17.VI. 1958) - рус. актриса, театр. деятель,  педагог.  Засл.  арт.  Республики  (1927).  Дочь  Ф.  П. Комиссаржевско-го, сестра В. Ф. Комиссаржевской. В 1899 дебютировала  на любительской сцене. В том же году была принята в МХТ; играла здесь  один сезон. Затем работала в Т-ре К. Н. Незлобина в Н. Новгороде, в  1901-02в труппе П. П. Гайдебурова в Елисаветграде и Н. Новгороде. В 1903 вместе с Гайдебуровым  (впоследствии  муж  С.)  возглавила  организованный  ими Общедоступный т-р при Лиговском нар. доме в Петербурге. В 1905  на  базе этого т-ра Гайдебу-ров и С.  создали  Первый  передвижной  драматический театр. Деятельность этих  т-ров  носила  просветительский  характер.  С. исполнила здесь св. 200 ролей, преим. в  классич.  репертуаре:  Катерина ("Гроза"), Антигона (о. п. Софокла), Офелия и Гертруда ("Гамлет") и  др. Играла в пьесах А. П. Чехова (Соня-"Дядя Ваня", Сарра- "Иванов", Маша  - "Три сестры", Раневская - "Вишневый сад"), Л.  Н.  Толстого  (Матрена  - "Власть тьмы", Звездинцева - "Плоды просвещения"), Ибсена (фру Альвинг - "Привидения", Гедда Габлер - о. п.). В иск-ве С. драматизм, лирич. взволнованность сочетались  с  ясностью мысли. Была постоянной партнершей  Гайдебурова.  В  1918  С.  возглавила студию, созданную  в  том  же  году  при  Передвижном  т-ре  (с  1921  - "Палестра"), в к-рой вместе  с  Гайдебуровым  работала  над  воспитанием актеров. В 1928 после  тяжелой  болезни  С.  оставила  сцену  и  целиком перешла на педагогич. работу. Лит. см. к ст. Гайдебуров и Первый передвижной драматический театр. ( р