СИРАНУЙШ
										СИРАНУЙШ (наст. имя и фам. - Меробе К а н-т а р д ж я н)  [25.V.1857, Константинополь (Стам-()-УЛ) 10.VI.1932, Каир] - арм.  актриса.  Род.  в артистич. семье.  В  1873  поступила  в  Т-р  П.  Магакяна  в  Стамбуле. Исполнила  в  этом  театре  роли  Кекел  ("Пэпо"  Сундукяна)  и  Амалии ("Разбойники"). Через 2  года  С.  поступила  в  театральную  труппу  А. Вардовяна (там же), играла в арм. и тур. спектаклях. Выступала гл,  обр. в мелодрамах и арм. историч. трагедиях класси-цистич. направления. После русско-тур.  войны  1877-78,  когда  гонения  султанского  правительства против армян особенно усилились, С. вместе с П. Адамяном и своей сестрой Астхик переезжает в  Тифлис  (1879).  Здесь  С.  творчески  воспринимает реалистические традиции арм. и рус. т-ра. Роли; Катарина (Анджело" Гюго),  Юлинька  ("Доходное  место"),  Анани ("Еще одна жертва" Сундукяна), Лидочка  ("Свадьба  Кречинского"),  Софья ("Горе от ума") и др. Через два сезона С. вместе с Астхик вернулась в Константинополь, но в это время тур.  пр-во  закрыло  все  арм.  т-ры.  С.  гастролировала  по Румынии, Болгарии, Греции и Египту,  играя  в  драматич.  и  опереточных спектаклях (с большим  успехом  исполняла  роль  Фатымэ  в  оперетте  Т. Чухаджяна "Леблебиджи Хор-Хор-Ага"). В 1897 С. была приглашена в арм. т-р Баку и с этого года ее артистич. судьба  связывается  с  т-рами  Кавказа;  она  выступает  в  Ереване, Александрополе, Нов. Нахичеване, Шуше, часто в Тифлисе. В  1909  в  Баку было отмечено 35-летие артистич. деятельности С., в 1912  она  во  главе группы арм. актеров гастролировала в  Москве  и  Петербурге.  Иск-во  С. получило высокую оценку М. Н. Ермоловой, А. И. Южина-Сум-батова. Лучшие роли: Рузан (о. п. Мурацана, 1892), Маргарита Готье  ("Дама  с камелиями" Дюма-сына, 1892), Иоанна, Мария  Стюарт  ("Орлеанская  дева", 1892, о. п. Шиллера, 1899), Маргарит ("Супруги" Сундукяна, 1897),  Медея (о. п. А. Суворина и Буренина, 1898), Кручинина ("Без  вины  виноватые", 1898), Настасья  Филипповна  ("Идиот"  по  Достоевскому,  1904),  Зейнаб ("Измена" Южина-Сумбатова, 1904). Излюбленный драматург артистки - Шекспир. Еще в молодые  годы  (1880) она сыграла Офелию в первой  пост.  "Гамлета"  с  участием  (взагл.роли) П.Адамяна. Впоследствии играла Дездемону, Катарину, Гоне-рилью,  Порцию, леди  Макбет  ("Отелло",  "Укрощение  строптивой",  "Король  Лир", "Венецианский купец", "Макбет"). Острые споры вызвало исполнение С. роли Гамлета (1901). С. развивала традицию Адамяна, играя Гамлета  как  борца за справедливость, полемизировала  с  трактовкой  актеров,  изображавших Гамлета пассивным созерцателем. Сценич. образы  С.-  плод  глубокого  изучения,  долголетней  работы, активной творч. мысли артистки. Игра С. всегда была  насыщена  эмоциями; переживания  ее  героинь,  казалось,  возникали   перед   зрителем непосредственно на сцене под воздействием  драматпч.  ситуации.  Бурный, подчас  даже   могучий   темперамент,   глубокая   искренность   и непосредственность сочетались у С. с высокой актерской техникой.  Иск-во С., рожденное эпохой нарастания  освободит.  движения  нар.  масс,  было глубоко демократичным и гуманным. Ее  героини  не  мирились  с  рабскими условиями жизни  в  бурж.  об-ве,  активно  протестовали,  стремились  к свободе. Основной темой творчества С. были защита  благородных  человеч. устремлений, трагедия гибели этих устремлений. С. выступала со статьями о т-ре в арм. периодике, утверждала  принцип народности театр. иск-ва (статья о трактовке Гамлета, 1907). Лит. на арм. яз.: 3 а р я н  Р.,  Сирануйш,  Ереван,  1956,  2  изд., Ереван, 1957; Степанян Г., Сирануйш, Ереван, 1957;  Сирануйш.  1857-1957 (Альбом), сост. Л. Хала-тян, Ереван. 1957. р J.