СИНЬГЭЦЗЮЙ
										СИНЬГЭЦЗЮЙ (букв. - новая опера) - жанр кит. муз. т-ра.  Вначале  так называлась европ. опера, появившаяся на кит. сцене после Движения 4  мая 1919. С развитием  этого  раздела  репертуара  в  оперы  стали  включать обработки кит. нар. песен, заимствования из традиц. музыки т-ров банцзы, кунъцюй и др. Среди ранних образцов  С.  -  "Буря  над  Янцзы"  Не  Эра, детские оперы Ли Цзинь-хуэя ("Совсем маленький художник" и др.). Часто в С. перерабатывались классич. пьесы кит. т-ра (напр., "Западный флигель") или европейские романы ("Любовь на море" по роману  "Исландские  рыбаки" французского писателя П. Лоти). После образования КНР (1949)  жанр  С.  получил  дальнейшее  развитие прежде всего в деятельности Экспериментального оперного т-ра  в  Пекине. Новые произв. в жанре С. о кит. революции, о жизни  кит.  народа  обычно создаются коллективно: "Седая девушка" (музыка Ма Кэ, Чжан Лу, Цюй  Вэя, Хуан Чжи, либр. Хэ Цзин-чжи и Дин И), "Великий  поход"  (композиторы  Ли Бо-чжао и др.), "Песня степей" (Жэнь Пина, композиторы Ло Цзун-сянь, Чжо Мин-ли и Цзинь Чжэн-пин), "Женитьба маленького Эр хэя" по рассказу  Чжао Шу-ли (авторы - студенты оперного отделения Центр, театр. ин-та под рук. Ма Кэ) и др. См. также Гэцзюй. Лит.: Гайда И., Театр китайского народа, М., 1959; ее же, Театральное искусство КНР, "Вестник  истории  мировой  культуры",  1958,  .ј  6,  с. 114-122; Театр за рубежом. Сб.,  [вып.]  1,  М.-Л.,  1958;  Синь  гэцзюй вэньти таолунь цзи (Дискуссия по проблемам новой оперы), Пекин, 1958 (на кит. яз.). Ал. Ж.