СВОБОДНЫЙ ТЕАТР
										"СВОБОДНЫЙ ТЕАТР"  (The'atre-Libre)  -  франц.  т-р.  Организован  А. Антуаном в Париже на основе любит. Гальского кружка. Открылся  30  марта 1887 в проезде Элизе де Боз Ар на Монмартре  спектаклем,  состоявшим  из четырех одноактных  пьес:  "Жак  Да-мур"  по  Золя,  "Мадемуазель  Помм" Дюранти и Алексиса, "Супрефект" Биля, "Кокарда" Видаля (в дальнейшем т-р работал на ул. Гете  в  квартале  Монпар-нас,  затем  в  помещении  т-ра "Меню-Плезир"  на  Стра-сбургском  бульваре).  "С.  т."  стремился осуществлять эстетич. взгляды Э. Золя, А. Бека. Этот т-р стал  первым  в Европе  некоммерч.  т-ром,  демократич.  по  своей  направленности.  Он пропагандировал произв. совр. отечеств, и  иностр.  драматургии,  преим. реалистич.  и  натуралистич.  направления,  ставил  неизданные  или  не допускавшиеся на казенную сцену пьесы. Основу репертуара т-ра составляли пьесы П. Алексиса, Л. Энника, А. Сеара, Ж. Жюльена, О. Метенье, Ж. Ансе, Ж. Порто-Риша, Э. Брие и др., инсценировки произв. бр. Э. и  Ж.  Гонкур. Однако необходимость  поддерживать  лит.  связи,  а  также  материальные затруднения вынуждали Антуана ставить пьесы эстетствующих  (Э.  Бержера, К. Мендес, Т. Банвиль) и даже реакц. драматургов (Ф. Кюрель, М. Баррес). Значит, событием в театр. жизни  Парижа  стали  пост.  "Власти  тьмы" (1888); "Ткачей" Гауптмана (1893). В "С. т." впервые  во  Франции  пост. пьесы Г. Ибсена ("Привидения", 1890, "Дикая утка", 1891), Б.  Бьерн-сона (Банкротство",  1893),  Тургенева  ("Нахлебник",  1890),  Дж.  Верги ("Сельская честь", 1888), А. Стринд-берга ("Фрекен Юлия", 1893) и др. Метод режиссерской работы в "С.т." характеризовался точным раскрытием стиля автора пьесы, воспроизведением историч., нац., социальных, бытовых особенностей персонажей, среды.  Антуан  боролся  с  игрой  актеров  "на публику", с  условным,  безликим  оформлением  спектаклей  и  т.  д.  Он стремился  к  созданию  актерского  ансамбля,  к  согласованности  всех компонентов спектакля, тщательно разрабатывал массовые сцены,  отказался от системы амплуа,  воспитал  в  "С.  т."  ряд  разносторонних  актеров. Лучшими актерами "С. т." были сам  А,.  Антуан  и  Ф.  Жемье.  В  труппу входили также: А. Аркильер, А.  Дефонтен,  Мевисто,  Жанвье,  Анрио,  Л. Кола, А. Мейер, Лаури, Сигаль, Л. Манюэль и др. "С. т." существовал на средства от продажи абонементов; раз  в  месяц (с 1890 - дважды в месяц) для постоянного круга  зрителей  -  владельцев абонементов, устраивались закрытые спектакли. Популярность  "С.  т."  не освобождала  его  от  постоянных  материальных  трудностей.  Гастроли (Бельгия, Голландия, Англия,  Германия,  Италия)  не  меняли  положения. Отсутствие твердой материальной базы, конкуренция коммерч. т-ров ставили под угрозу деятельность "С. т.". В 90-е гг. 19 в. наметился репертуарный кризис: Золя и Бек не создали для т-ра значит, произв., среди  отечеств. драматургов "С. т." не находил близкого себе автора. Все  эти  трудности определили уход Антуана из т-ра (в 1894). "С. т." работал до  апр.  1896 под рук. Ларошеля, затем  труппа  распалась.  Но  т-во  "С.  т."  внесло значит, вклад в историю мирового т-ра. По образцу "С. т." возникали т-ры во Франции, а также в Германии - "Свободный т-р" О.  Брама  (Берлин),  в Англии  -  "Независимый  т-р"  (Лондон),  в  Дании  -  "Свободный  т-р" (Копенгаген) и др. Лит.: Хрестоматия по истории западного театра на рубеже  XIX-XX  вв., под ред. А. А. Гвоздева, М.-Л., 1939; Станиславский.  Писатели,  артисты,  режиссеры  о  великом  деятеле русского театра, М., 1963, с. 212-214;  Antoine  А.-Р.,  Le  naturalisme d'Antoine, une legende, в сб. :Realisme et puesie du theatre, P.,  1960; Lemaitre J., Impressions de theatre, v. 1-5, serie 4, P.,  1890.  См.  , также лит. при статьях Антуан А., Натурализм. J1. Ш.-А.