СВЕТ НА СЦЕНЕ
										СВЕТ на сцене - одно из важных  художественно-постановочных  средств. С. помогает воспроизвести  место  и  обстановку  действия,  перспективу, создавать необходимое настроение и т. д.; иногда в совр.  спектаклях  С. является почти единственным средством оформления. Разл.  виды  декорац.  оформления  требуют  соответствующих  приемов освещения. Плоскостные живописные  декорации  требуют  гл.  обр.  общего равномерного освещения, к-рое создается осветительными приборами  общего света (софиты, рампа, переносные приборы и пр.). Спектакли,  оформленные объемными  декорациями  требуют  местного  (прожекторного)  освещения, создающего световые контрасты,  подчеркивающего  объемность  оформления. При использовании смешанного  вида  декорац.  оформления  соответственно применяется смешанная система освещения. Театр. осветительные приборы изготовляются с широким, средним и узким углом  рассеяния  света,  последние  наз.  прожекторами  и  служат  для освещения отдельных участков сцены и действующих лиц. В  зависимости  от расположения  осветительное  оборудование  театр.  сцены  делится  на следующие осн. виды: 1) Аппаратура верхнего света, к к-рой относятся осветительные приборы (софиты, прожекторы), подвешиваемые над игровой частью сцены в несколько рядов по ее планам. 2) Аппаратура горизонтного освещения,  служащая  для освещения театр. горизонтов. 3) Аппаратура бокового освещения,  к  к-рой относят обычно приборы прожекторного типа, устанавливаемые на портальных кулисах, боковых осве-тительских галереях и пр. 4) Аппаратура  выносного освещения, состоящая из прожекторов, устанавливаемых вне сцены, в  разл. частях зрительного зала. К выносному освещению относится также рампа. 5) Переносная осветительная аппаратура, состоящая из приборов разных видов, устанавливаемых на сцене для каждого действия спектакля  (в  зависимости от  требований).  6)  Разл.  специальные  осветительные  и  проекционные приборы. В т-ре  часто  применяются  также  разнообразные  осветительные приборы специального назначения (декоративные люстры, канделябры, лампы, свечи, фонари, костры,  факелы),  изготовляемые  по  эскизам  художника, оформляющего спектакль. В художеств. целях (воспроизведение на сцене реальной природы и  др.) применяется цветная система освещения сцены, состоящая из  светофильтров разнообразных цветов. Светофильтры могут быть стеклянные или  пленочные. Цветовые изменения по ходу действия спектакля осуществляются:  а)  путем постепенного перехода  с  осветительных  приборов,  имеющих  одни  цвета светофильтров, на приборы с др. цветами; б) сложением цветов нескольких, одновременно  действующих  приборов;  в)  сменой  светофильтров  в осветительных приборах. Большое значение в оформлении спектакля имеет световая проекция. С ее помощью создаются разл. динамич. проекционные  эффекты  (облака,  волны, дождь, падающий снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы,  самолеты, плывущие корабли и пр.) или статич. изображения,  заменяющие  живописные или  к.-л.  др.  детали  декорац.  оформления  (т.н.  светопроекционные декорации). Использование световой проекции необычайно расширяет роль С. в спектакле и обогащает его художеств. возможности.  Иногда  применяется также и кинопроекция. С. может быть полноценным художеств. компонентом спектакля  лишь  при наличии гибкой системы централизованного управления  им.  С  этой  целью электропитание всего осветительного оборудования сцены делится на линии, относящиеся  к  отдельным  осветительным  устройствам  или  аппаратам  и отдельным цветам установленных светофильтров. На совр. сцене  бывает  до 200-300 линий. Для управления освещением необходимо включать,  выключать и изменять световой поток как в каждой отдельной линии, так  и  в  любой комбинации их. Для этой цели имеются т. н. светорегулирую-щие установки, являющиеся  необходимым  элементом  оборудования  сцены.  Регулирование светового  потока  ламп  происходит  при  помощи  автотрансформаторов, тиратронов,  магнитных  усилителей  или  полупроводниковых  приборов, изменяющих силу тока или напряжение в осветительной цепи. Для управления многочисл.  цепями  освещения  сцены  существуют  сложные  механич. устройства,  наз.  обычно  театральными  регуляторами.   Наибольшее распространение получили элект-рич.  регуляторы  с  автотрансформаторами или  с  магнитными  усилителями.  В  наст.  время  получают  большое распространение  т.  н.  электрич.  многопрограммные  регуляторы;  с  их помощью достигается необычайная гибкость  управления  освещением  сцены. Осн. принцип такой системы заключается в том, что регулирующая установка допускает предварительный набор  световых  комбинаций  для  целого  ряда картин или моментов спектакля с их последующим воспроизведением на сцене в любой последовательности и в любом темпе. Особенно важное значение это имеет при освещении  сложных  современных  многокартинных  спектаклей  с большой динамикой света и быстро следующими переменами. Лит.: Барков В. С., Световое оформление спектакля, М., 1953;  Извеков Н. П., Сцена, ч. 2. Свет на сцене. Л.-М., 1940. Ал. Б.