САХИОБА
										САХИОБА - вид древнегруз. т-ра. В 12-18 вв. С. наз.  придворный  т-р, представления к-рого  включали  декламацию,  пение,  танец,  выступления акробатов, жонглеров, состязания в зрелищных жанрах.  В  С.  участвовали разл. представители сценич. иск-ва: мемгере - драматич. актер, махиобели - мимич. актер,  мгосани  -  певец,  музыкант-импровизатор,  мроквели  - танцовщик и танцовщица, му-шаити - акробат, жонглер. Они выступали как в специально предназначенных для С. зданиях  (сахли  сатамашо  -  дом  для представлений), так и на ипподромах  во  время  празднеств.  САХНОВСКИЙ, Василий Григорьевич  [17.11(1.  III).1886  -  26.II.1945)  -  рус.  сов. режиссер,  театровед,  педагог.  Нар.  арт.  РСФСР  (1938).  Доктор искусствоведения  (1939).  В  1904-07  учился  на  философском  ф-те Фрейбургского ун-та, затем на  историко-фи-лологич.  ф-те  Моск.  ун-та, к-рый окончил в 1910. С  1907  С.  начал  печатать  статьи,  сначала  по вопросам  рус.  лит-ры,  затем  по  разл.  вопросам  т-ра.  В  1912-14 сотрудничал в журналах "Студия", "Маски" и др., в 1912 С. начал работать в Студии Ф. Ф. Комиссаржев-ского (с 1914 - Т-рим. В. Ф. Комиссаржевской) в  качестве  лектора,  затем  режиссера-педагога.  В  1914  совм.  с Комис-саржевским пост. спектакль "Димитрий Донской" Озерова, затем самостоят. пост. "Ванька ключник  и паж Жеан" Ф. Сологуба (1916), "Скверный анекдот" по Достоевскому (1916), "Реквием" Андреева (1917), "Лулу" ("Ящик Пандоры")  Ведекинда  (1918)  и др. В этих спектаклях сказалось  увлечение  С.  теорией  "романтического театра" Ф.  Ф.  Комиссаржевского.  В  1918  С.  пост.  на  сцене  Дворца Октябрьской революции  (б.  Т-р  Суходольского  в  Эрмитаже)  спектакли: "Стенька  Разин"  Каменского  и  "Карманьола"  Эрвье-Чулко-ва.   В организованном  им  в  1919  Показательном  т-ре  С.  стремился  ставить спектакли, созвучные идеям революции. В 1922-26 С. работал режиссером  и художественным руководителем в Моск. драм. т-ре, в Т-ре комедии (б.  Т-р Корша) и во вновь возникшем по его инициативе в  1924  Т-ре  им.  В.  Ф. Комиссаржевской. В эти годы он пост.: "Великая Екатерина" Шоу,  "Гроза"; "Дон  Карлос";  "Алхимик"  Вен  Джонсона,  "Мертвые  души";  "Шейлок" ("Венецианский купец", 1926, Гос. белорус. евр. т-р) и др. Эти спектакли отличались оригинальностью режиссерского  решения,  оформления,  сильным актерским ансамблем. С. осуществил пост. "Волки и овцы"  (1926,  б.  Т-р Корша)-  спектакль,  вошедший  в  сценич.  интерпретацию  драматургии Островского на сов. сцене. В 1926 С. был  приглашен  в  МХАТ,  на  сцене к-рого  широко  раскрылась  характерная  для  его  творчества  огромная эрудиция,  тонкость  интеллекта,  стремление  к  глубокому  психо-логич. анализу. С. считал, что режиссер должен подходить к раскрытию  спектакля с позиций философского и социального смысла драм. произведений. В  МХАТе С. пост.: "Унтиловск" Леонова (1928),  "Дядюшкин  сон"  по  Достоевскому (1929, худ. рук. постановки В. И.  Немирович-Данченко),  "Мертвые  души" 1932, худ. рук. пост. К. С.  Станиславский),  "Егор  Булычев  и  другие" (1934, худ. рук. пост. В. И. Немирович-Данченко), "Анна Каренина" по  Л. Толстому (1937,  совм.  с  Немировичем-Данченко),  "Половчан-ские  сады" Леонова (1939), "Трудовой хлеб" Островского (1940). С 1932 С.  был  зам. директора МХАТ по художеств. части, с 1937 - зав. художеств.  частью,  с 1943 - С. член художеств.-режиссерской коллегии МХАТ. С.- автор работ по теории режиссуры, методике, вел большую педагогич. работу. В 1926 он руководил группой молодых режиссеров и художников  при ГАХН, с 1933 возглавлял реж. ф-т ГИТИСа, руководил кафедрой режиссуры, с 1943 -  худ.  рук.  вновь  организованной  при  МХАТе  Школы-студии  им. Не-мировича-Данченко. С.- автор книг по различным вопросам  т-ра,  автор воспоминаний о Станиславском. С о ч.: в кн.: О Станиславском. Сб. воспоминаний,  М.,  1948;  И.  М. Москвин, в кн.: Ежегодник МХАТ. 1946г., М., 1948; В. В. Лужский, там же; Художественный театр и романтизм на сцене, М., 1917;  Работа  режиссера, М.- Л., 1937; Режиссура и методика '  ее  преподавания,  М.-  Л.,  1939; Мысли о режиссуре, М.- Л., 1947; Театр  А.  Н.  Островского,  М.,  1919; Крепостной усадебный театр. Л., 1924; Игра и спектакль, в кн.: В спорах о театре, М.. 1913;  Достоевский  и театр. "Культура театра", 1922, .ј  1-2;  Работа  над  спектаклем  "Егор Булычев и другие", в кн.: J"  постановке  "Егор  Булычев  и  другие"  М. Горького, М., 1934; О спектакле "Мертвые души", в кн.:  К  спектаклю.  Н.  В.  1  о-голь. "Мертвые души", М., 1937; Работа над спектаклем "Анна Каренина", в  кн.: Л. Н. Толстой. Анна  Каренина.  Сцены  из  романа,  М.,  1938;  О  путях воспитания режиссерской смены, в  кн.:  Записки  Гос.  ин-та  театральн. иск-ва, М.- Л., 1940; А. Н. Островский на сцене МХАТ, в кн.: Ежегодник МХАТ. 1943 г., М., 1945; Режиссерские комментарии к  пьесам А. Н. Островского: "На всякого мудрец!  довольно  простоты",  М.,  1931; "Бедность не порок",  М.,  1935;  "Свои  люди  -  сочтемся"  и  "Бешеные деньги", М.. 19:7. Лит.: Горчаков Н. М., В. Г. Сахновский, в кн.: Сахновский В., Мысли о  режиссуре,  М.-  Л.,  1947;  его  же,  В.  Г. Сахновский. Жизнь и творчество, в кн.: Ежегодник МХАТ, 1945, т. 1, М., 1948. С. Г.