САЛЬВИНИ
										САЛЬВИНИ  (Salvini),  Томмазо  (1.1.1829,  Милан,-  31.XII.1915, Флоренция) - итал. актер. Род. в  актерской  семье  с  В  1842  выступил впервые на сцене в Фор-ли, сыграв роль  Пасквино  ("Любопытные  женщины" Гольдони). В 1843 вместе с отцом - Джузеппе  Сальвини  был  приглашен  в труппу Г. Модены, под  непосредств.  руководством  к-рого  сформировался талант С., созрело его политич. и художеств. мировоззрение.  Позднее  С. работал  в  труппах,  возглавляемых  др.  актерами,  руководил  собств. труппами. В юные годы играл роли "любовников" в комедии и  драме:  Мешем ("Стакан воды" Скриба), Макс Пикколомини("Валленштейн"  Шиллера),  Паоло ("Франческа да Римини" Пеллико) и др., затем стал выступать в  трагедиях В. Альфьери - Давид ("Саул"), Орест (о. п.). В 1848 С. принял активное  участие  в  национально-освободит.  борьбе итал. народа. Во время революции служил в нац. гвардии, сражаясь  против франц. интервентов. После победы французов  покинул  Рим  вместе  с  др. политич. эмигрантами, был дважды арестован в пути. В первые  годы  после революции  С.  привлекали  пьесы  с  сильными  характерами,  выражающие глубокие мысли и чувства. Он сыграл загл. роль в "Сауле" Альфьери,  роль Оросмана ("Заира" Вольтера). В 1856 создал образ Отелло; с этого времени началась  работа  С.  над  сценич.  воплощением  героев  шекспировской драматургии. В последующие годы в его репертуар вошли роли Гамлета;  Яго ("Отелло"), короля Лира, Макбета, Кориолана  (о.  п.).  К  числу  лучших сценич. созданий С. принадлежали также образы Коррадо и Самсона в пьесах "Гражданская смерть" Джакометти и "Самсон" дАсте, написанных  специально для него. В 1857 С.  впервые  выступала  Париже,  с  1869  начались  его постоянные гастроли во мн. странах Европы, Юж. и Сев. Америки.  В  1880, 1882, 1885, 1900-01 С. приезжал в Россию. В 1903 оставил сцену. Иск-во  С.   выросло   и   сформировалось   на   почве   итал. национально-освободит.  движения  (Рисорджименто),  было  пронизано  его прогрессивными идеями. Герои С. увлекали зрителей своей духовной  силой, страстностью, способностью к самопожертвованию и геро-ич. подвигу.  Осн. темой  творчества  С.  была  борьба  человека,  обладающего  большими  и цельными чувствами, со своекорыстным и лицемерным обществом; своей игрой он показывал враждебность  бурж.  строя  простым  и  благородным  людям. Однако С. стремился романтизировать выдающуюся личность, создать  вокруг нее ореол исключительности. Творчество С. явилось  вершиной  в  развитии итал. и всего зап.-европ. сценич. иск-ва 19 в. Романтич.  приподнятость, политич. страстность и героич.  пафос,  свойственные  школе  Г.  Модены, обогатились у С. глубоким проникновением в психологию героев, раскрытием диалектики развития человеч. характера. В своих  мемуарах  и  тео-ретич. статьях он утверждал необходимость глубокого переживания актером  чувств изображаемого  лица  и  оспаривал  принципы  школы  представления, выдвигавшиеся франц. актером Б. К. Кокленом. Иск-во С. высоко  ценил  К. С. Станиславский, уделивший много внимания изучению его творчества. Видным актером-трагиком был сын С. - Густаво С. (1859-1930). Соч.: Ricordi, aneddoti ed impressioni [dell'artista]. Mil., 1895;  в рус. пер.- Листки из автобиографии Сальвини, "Артист", 1894, кн. 34, 35; Несколько мыслей о сценическом искусстве,  там  же,  1891,  кн.  14;  Из мемуаров Томмазо Сальвини (отрывки из мемуаров...), "Театр", 1955, ј 9 и 10. Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963; К  у  гель А., Театральные портреты. П., 1923; Григорьев А. П., Великий трагик,  в  его  кн.:  Воспоминания,  М.-Л., 1930; Станиславский К. С., Собр.  соч.,  т.  1,  М.,  1954;  Швыров  А., Знаменитые актеры и актрисы, СПБ, 1902; Rossi E., Qua-rant'anni di  vita artistica, v. 1-2, Firenze, 1887; Manca S.,  Tommaso  Salvini,  Palermo, 1904; Gelso S., Tommaso Salvini nella storia del teatro italiano e nella vita del suo tempo, Bologna, 1955;  Appollonio  M.,  Storia  del  teatro italiano, v. 4, Firenze, 1950; Piccini G. (Jarro),  Vita  aneddotica  di Torn. Salvini, Firenze, 1908.