САКСАГАНСКИЙ
										САКСАГАНСКИЙ  (наст.  фам.-  Тобилевич),  Панас  (Афанасий)  Карпович (15.V.1859,  с.  Каменно-Костоватое,-17.IX.1940,  Киев)  -  укр.  актер, режиссер,  театр.  деятель.  Нар.  арт.  СССР  (1936).  Брат  И.  К. Карпенко-Карого и Н. К. Садовского. В 1875 играл в любительском  кружке  под  рук.  М.  Л.  Кропивницкого (Елисавет-град,  ныне  Кировоград).  Окончил  Одесскую  юнкерскую  школу (1880). Находясь на воен. службе (1880-83),  увлекался  театр.  иск-вом, выступал в труппе Чернышева. В 1883  вступил  в  укр.  проф.  труппу  М. Старицкого, затем - в труппу Кропивницкого  (1885-88)  и  Н.  Садовского (1888-90). Участвовал в первой гастрольной поездке укр. т-ра в Петербург и Москву (1886, 1887). В  1890  организовал  и  возглавил  "Товарищество русско-малороссийских артистов". В 1898 в товарищество вошел Садовский и оно получило наименование "Объединенное товарищество П. К. Саксаганского и Н. К. Садовского". В 1900 в товарищество вошли М. Л. Кропивницкий и М. К.  Зань-ковецкая  и  оно  стало  наз.  "Малороссийская  труппа  М.  Л. Кропивницкого под руководством П. К. Саксаганского и Н. К. Садовского  с участием М. К. Зань-ковецкой". После выхода  из  труппы  Заньковедкой  и Кропивницкого наз. "Малороссийская труппа под рук. П. К. Саксаганского и Н. К. Садовского" (1903-05),  после  ухода  Садовского  -  "Товарищество малороссийских артистов во главе с П. К. Саксаган-ским при участии И. К. Карпенко-Карого". В 1909  С.  отказывается  от  руководства  и  покидает "Товарищество". В 1910-15 гастролирует в разл. укр. труппах  по  городам Украины и России. В 1915 принимает участие в создании "Товарищества укр. артистов с участием М. К. Заньковецкой и П. К. Саксаганского под рук. И. А. Марьяненко". В 1918 создал в Киеве Нар. т-р, на базе  к-рого  в  1922 был организован Укр. драм. т-р им. М. Заньковецкой (ныне - во Львове). После Окт. революции С. стал активным деятелем  сов.  укр.  т-ра.  Он работал в т-рах им. М. Заньковецкой, им.  И.  Франко,  Харьковском  нар. т-ре (1927-31). Актерское и режиссерское творчество С. представляет  в  истории  укр. т-ра 2-й пол. 19  в.  высшую  ступень  критич.  реализма.  Глубоко  нац. художник, творчество к-рого развивалось на драматургии  Карпенко-Карого, С. в то Же время по своим художеств. принципам и творч. практике  близок театр. эстетике выдающихся мастеров рус. т-ра. Как актер С. стремился  к раскрытию внутр. содержания образа, к воссозданию человеч. характеров во всем их разнообразии. Реалистич. манера игры  приобретала  у  С.  особую яркость и глубину. Тонкий внешний рисунок  роли,  филигранная  обработка деталей,  острая  характерность  грима,  жеста,  разнообразная  мимика, богатейшая гамма  интонац.  нюансов,  искрометный  нар.  юмор  -  таковы характерные черты исполнительской манеры С. Среди лучших ролей С.: Пеньонжка, Бонавентура, Гнат Голый, Тарабанов, Харько, Бондарь, Опанас, Цокуль ("Мартын Боруля",  "Сто  тысяч",  "Савва Чалый", "Суета",  "Поливода  XVIII  столетия",  "Бондаривна",  "Бурлак", "Наймичка"  Карпенко-Карого),  Печерица,  Герасим,  Иван  Непокрытый ("Крути", да не перекручивай", "На ревизию", "Дай сердцу волю, заведет в неволю"   Кропивницкого),    Карась    ("Запорожец    за    Дунаем" Гулак-Артемовского), Голохвостый, Шпонька, Солопий  Черевик  ("За  двумя зайцами", "Где  колбаса  и  чара,  там  кончается  свара",  "Сорочинская ярмарка" Старицкого), Возный ("Наталка-Полтавка"  Котляревского),  Франц Моор ("Разбойники"). Режиссерскую деятельность начал в 1889, пост. совм.  с  Н.  Садовским "Наталку-Полтавку". С. пост. более 260 спектаклей.  Среди  них:  "Суета" (1904), "Хозяин" (1901), "Мартын Боруля" (1891),  "Бесталанная"  (1890), "Сто тысяч" (1890),  "Наймичка"  (1890),  "Разумный  и  дурень"  (1891), "Поливода  XVIII  столетия"  (1894)  Карпенко-Карого,  "Назар  Стодоля" Шевченко (1890), "Лимеривна" П. Мирного (1894), "Невольник" (1891), "Две семьи" (1894), "На ревизию" (1891) Кропивницкого, "Сорочинская  ярмарка" (1892), "Черноморцы" (1891) Старицкого и др. Значит, событием в  истории укр. т-ра были осуществленные С. впервые  на  укр.  яз.  пост.:  "Уриэль Акоста" (1918, Киевский нар. т-р), "Разбойники" (1920, там же), "Отелло" (1926, Т-р им. Заньковецкой). С.- автор комедий "Лицемеры" (1908, запрещ.  цензурой)  и  "Шантрапа" (соч.  1913),  поев.  высокому  назначению  иск-ва  сцены.  Был  также выдающимся педагогом, воспитал видных укр. актеров  и  режиссеров  -  Б. Романицкого, В. Любарта и др. Богатый сценич. опыт С. зафиксирован в его книгах: "Из прошлого украинского  театра"  (1938),  "Моя  работа  над  ролью" (1937) и др. Выступал со статьями и лекциями перед  рабочей  аудиторией, страстно  утверждал  народность,  передовую  идейность,  реалистич. направленность теа'ф. иск-ва. Соч.: Театр ? життя, Харк?в, 1932; Думки про  театр.  Кив,  1955;  По шляху життя, Кив, 1935; До молодих режисер?в, Кив, 1940. Лит.: Рильский M., Панас Саксаганський,  "Науков?  записки  ?нституту мистецтвознавства, фольклору та етнограф? АН У PCP", Кив, 1947; Ч а г  о в е ц ь В., П. К. Саксаганський, Кив, 1951; Т о б ? л е в и ч Б., П.  К. Саксаганський, Кив, 1957; Панас Карпович  Саксаганський.  Зб?рник,  Кив, 1948. M. Йос. "CAKTA СВОБОДЫ" (латыш. Sakta - нагрудное украшение женщин Латвии)  - балет А. П. Скултэ, либретто П. Ф. Аболимова (по Я.  Райнису).  Пост.  9 мая 1950, Латв. т-р оперы и балета, Рига (Лелде - Панкрат, Приеде; Земгус - Граудас, Озолинь; Тот - Лемберг, Озолинь; балетм.  -  Чанга, дирижер Янсон, худ. Лапиньш). Нов. ред. 1955, там же  (Лелде  -  Приеде, Земгус - Кошкин, Тот  -  Озолинь,  балетм.  Чанга,  дирижер  Тоне,  худ. Вардаунис).