РЫЖОВА
										РЫЖОВА, Варвара Николаевна [15(27).1.1871,  Москва,-  18.V.1963,  там же] - рус. сов. актриса. Нар. арт. СССР (1937). Гос.  пр.  СССР  (1943). Представительница старой театр. семьи Бороздиных- Музи-лей. Дочь  Н.  И. Музиля и В. П. Бороздиной-Музиль. В 1893, по окончании драм. курсов  при Моск. театр. уч-ще (класс А. П. Ленского), была  принята  в  Малый  т-р. Играла здесь до 1956. До 1896 выступала под фам. Музиль1-я, затем, выйдя замуж за актера И.  А.  Рыжова,  -  под  его  фамилией.  Начав  с  ролей "инженю-комик", Р. вскоре перешла на бытовые и характерные роли  молодых женщин. Первая крупная работа актрисы -  роль  Акулины  ("Власть  тьмы", 1895). Изображая Акулину тупой, жестокосердной деревенской девкой, Р.  в то же время оправдывала ее как жертву тяжелых социальных условий. Первые роли Р. в пьесах Островского - Евгения Львовна ("Трудовой хлеб",  1895), Мария Власьевна ("Воевода", 1896). Р. выступала также  и  в  Новом  т-ре (филиал Малого т-ра); исполнила в спектаклях, пост. А. П. Ленским, роли: Улиты ("Лес", 1900), Бобылихи и Купавы ("Снегурочка", 1900  и  1903).  В 1902 сыграла роль Лизы  ("Горе  от  ума").  Отказавшись  от  сложившейся традиции исполнения этой роли в канонах амплуа субретки, актриса создала образ русской крепо-стной девушки, сметливой и озорной. С  конца  1900-х гг. Р. постепенно переходит на роли старух  (1-я  роль  в  этом  амплуа: Эмилия  -  "Сестры  из  Би-шофсберга"  Гауптмана,  1908).  Самобытное, жизнерадостное  дарование  Р.  с  первых  ее  сценич.  шагов  привлекало естественностью,  непосредственностью,  душевной  теплотой,  яркостью красок, юмором. Р. была одной из  выдающихся  исполнительниц  комедийных ролей (бытовых и характерных) в рус. классич.  драматургии,  особенно  в пьесах Островского. Роли: Наталья  Степановна  ("Предложение",  1905),  Шаблова,  Жмигулина, Феклуша, Зыбкина ("Поздняя любовь", 1909,  "Грех  да  беда  на  кого  не живет", 1910, "Гроза", 1911, "Правда - хорошо, а счастье  лучше",  1913, Островского), Агафья Тихоновна ("Женитьба", 1909), Кау-рова ("Завтрак  у предводителя" Тургенева, 1917) и др Наивысшего мастерства, четкой  социальной  направленности  иск-во  Р. достигло в сов. эпоху. В этот период она сыграла роли: Анфусы  Тихоновны ("Волки и овцы", 1920, 1941,  1944),  графини-бабушки  ("Горе  от  ума", 1920, 1930, 1938), Улиты (новая редакция образа, 1921,  1937),  Глумовой ("На всякого мудреца довольно простоты", 1923, 1935), Фелицаты  ("Правда - хорошо, а счастье лучше", 1925, 1941), Домны  Пантелевны  ("Таланты  и поклонники", 1926),  Авдотьи  ("Растеряева  улица"  по  Гл.  Успенскому, 1929), Мавруша ("Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина, 1936) и др. Образы Р. отличались цельностью и  законченностью,  актриса  достигла высокого  мастерства  перевоплощения,  образности,  меткости  и  глубины характеристик. Р. уделяла большое внимание внешнему рисунку роли: слова, жесты,  движения,  мимика,  смех,  походка  служили  актрисе  средством раскрытия внутр. мира  персонажа.  Крупнейшая  представительница  иск-ва Малого т-ра, Р. бережно сохраняла и развивала  в  своем  творчестве  его лучшие традиции. Гл.  внимание  Р.  уделяла  слову.  Ее  непринужденная, естеств. речь отличалась чисто рус. напевностью,  богатством  интонаций, разнообразием темпов. Актриса пробуждала у зрителей сочувствие  к  своим персонажам. Щедевром Р. был образ доброй, сердечной няньки  Фелицаты.  К лучшим созданиям Р. принадлежат также ее роли в сов. драматургии:  Марья ("Любовь Яровая", 1926), Мотылькова ("Слава" Гусева,  1936),  Демидьевна ("Нашествие", 1943) и др. С о ч.:  [Автобиография],  в  кн.:  Малый  театр.  Москва.  Старейшие мастера..., М.. 1949; РыжоваВ. Н.,  в  кн.  творческие  беседы  мастеров театра (IV-V-VI), Л.-М., 1938, с. 31-42. Лит.: Филиппов В. А., В. Н. Рыжовой  -  вместо  юбилейной  биографии, "Искусство трудящимся", 1926, .ј 7, с. 13-14; Д у р ы л и н  С.,  В.  Н. Рыжова, М.-Л., 1945. Е.  Фил.  РЫКАЛОВЫ  -  семья  рус.  актеров.  1)  Василий  Федотович [1(12).III.1771 - 8(20).I. 1813] - родоначальник семьи. Выдающийся комик конца 18 - нач. 19 вв. Сценич. деятельность начал в Туле как трагедийный актер. С 1793 - в труппе петерб. т-ра. Ученик И. А. Дмитревского и А. А. Шаховского, к-рый открыл в нем комедийное дарование. Сначала выступал  в "слезных  комедиях"  и  мелодрамах  (столяр  Леберехт  -  "Лейб-кучер императора Петра III" Коцебу, и др.). Прославился  исполнением  ролей  в пьесах Мольера и в рус. бытовом репертуаре.  Современники  отмечали  его живую и увлекательную игру, верное и естеств. изображение характеров. Р. обладал большой наблюдательностью,  он  придавал  своим  сценич.  героям яркие внешние бытовые черты. Преподавал в Петерб. театр. школе (с 1796). Занимался режиссурой (с 1800). Роли: в пьесах Мольера -  Гарпагон  ("Скупой"),  Сгана-рель  ("Лекарь поневоле" и "Мнимый рогоносец"),  Жеронт  ("Скапиновы  обманы"),  Журден ("Мещанин во дворянстве"); Сумбуров ("Модная лавка" И. Крылова), Транжирин  и  охотник  Вспышкин ("Полубарские  затеи",  "Ссора,  или  Два   соседа"   Шаховского), Председатель-взяточник  ("Неслыханное  диво,  или  Честный  секретарь" Судовщикова), Яков  Силин  ("Рассудительный  дурак"  Клушина),  Староста ("Лиза, или Торжество благодарности" Ильина) и др. 2) Пелагея Титовна (урожд.- Пожарская; 1.779 - 15.II.1862).  Жена  В. Ф. Рыкалова. Окончила Петерб. театр. школу. С 1798 -  в  труппе  петерб. т-ра. Занимала амплуа комич. старух. 3) Василий Васильевич (1800-25) -  сын  В.  Ф.  и  П.  Т.  Рыкаловых. Занимался в Петерб. театр. школе у А. А. Шаховского. В 1818  дебютировал на сцене петерб. т-ра. Затем работал в Моск.  имп.  труппе.  Играл  роли слуг в пьесах Мольера, молодых людей в водевилях. 4) Елизавета Васильевна (по мужу- Марсель; 1806-50). Дочь В. Ф. и  П. Т. Рыкаловых. Ученица Шаховского. Окончила Петерб. театр. школу  (1823). Впервые выступила на сцене в 1818. Музыкальная, миловидная,  грациозная, Р. с простодушной резвостью,  увлекательной  веселостью  исполняла  роли бойких и наивных молодых девушек в водевилях: Бабета, Жоржета,  Ленушка, Роза (в водевилях Н. И. Хмельницкого - "Новая шалость,  или  Театральное сражение",  "Бабушкины  попугаи",  "Карантин"  и  "Суженого  конем  не объедешь, или Нет худа без добра"). Затем выступала  в  операх,  заменив Н.С. Семенову: Красная шапочка  (о.  п.  Буальдье),  Ане-та  ("Волшебный стрелок" Вебера). Играла до 1846. 5) Ольга Васильевна (гг. рожд. и смерти неизв.). Дочь В. Ф. и  П.  Т. Рыкаловых. Исполняла, также как и ее  сестра,  роли  молодых  девушек  в водевилях в 1820-30-е гг. 6)Аграфена Гавриловна (1805-28.V. 1840). Жена В. В. Рыкалова.  Сестра актера П. Г. Степанова. В 1821 дебютировала в роли  Дездемоны  на  сцене петерб. т-ра. Обладая строгой классич.  красотой,  играла  роли  молодых героинь в трагедиях: Офелия; Луиза ("Коварство и любовь"). Др. роли: Доримена, Леонора ("Мещанин во дворянстве", "Школа  мужей"  Мольера), Амалия ("Разбойники") и др. 7) Надежда Васильевна [10(22).VII. 1824, Москва,-  3(16).1.1914,  там же]. Дочь В. В. и А. Г. Рыкаловых. Выдержав экзамен при Моск.  ун-те  (у профессоров Г.  Н.  Грановского  и  И.  И.  Давыдова),  получила  звание домашней  учительницы;  работала  гувернанткой.В  1845,  подготовив  под руководством своего дяди - актера П. Г. Степанова  роли  Елены  Глинской (о. п. Полевого), Марины Мнишек ("Смерть Ляпунова" Гедеонова),  Каролины ("Отцовское  проклятие",  пер.  с  франц.),  дебютировала  на  сцене Кусковского т-ра Шереметевых. С 1846  -  актриса  Малого  т-ра.  Большое влияние на формирование таланта Р. оказали П. Г. Степанов и М. С. Щепкин. Начав свою сценич. деятельность с исполнения ролей молодых героинь, Р. вскоре перешла  на  характерные  роли  пожилых женщин. Лучшая роль - Атуева ("Свадьба Кре-чинского", 1855). Р. обладала большой сценич. культурой, вкусом, тонким пониманием особенностей  быта, характеров персонажей. Дарование  Р.  высоко  ценил  А.  Н.  Островский, написавший для нее роль Кабанихи в "Грозе" (исп. эту роль в 1859). После ухода из Малого т-ра (1891) Р. играла на частных сценах (моск. Т-р Корша и др.). Последний раз выступила ок. 1904. Роли: в пьесах Островского -  Анфиса  Карповна  ("Старый  друг  лучше новых двух",  1860),  Бальзаминова  ("Свои  собаки  грызутся,  чужая  не приставай", 1861, "Зачем  пойдешь,  то  и  найдешь",  1863),  Уланбекова ("Воспитанница", 1863), Барабошева ("Правда - хорошо, а счастье  лучше", 1876), Манефа ("На всякого мудреца довольно простоты",  1890/91)  и  др. Наталья Дмитриевна, Хлестова, Графиня-бабушка  ("Горе  от  ума"),  Дарья Ивановна ("Провинциалка" Тургенева), Марфа  Собакина  и  Домна  Сабурова ("Царская невеста" Мея), Авдотья ("Татьяна  Репина"  Суворина),  Офелия, Дездемона; Луиза и Леди Мильфорд ("Коварство и любовь",  1846  и  1848),  Эсфирь ("Уриэль Акоста" Гуцкова), Мирандолина (о. п., пер. с нем., 1846) и др. Лит.: Сиротинин А. Н., Артистическая семья "Русский архив",  1887,  ј 7, кн. 2, с. 371-89; Зотов Р. М. И мои воспоминания о театре, "Репертуар русского театра на 1840 г.", СПБ. 1840, т. 1. ј 4, т. 2, ј 7; А р а п  о в П. Летописи русского театра, СПБ, 1861,  -отд.  2;Асеев  Б.Н.  Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М. 1958, с. 357,  371-73;  Жихарев С.П., Записки современни ка, ч. 2. Дневник чиновника, М.-Л., 1955; Юрьев Ю. М., Записки. 1872-1893, Л.-М., 1939, с. 96-113,  143;  Кара-Мурза  С. Г., Малый театр. Очерки и впечатления, М., 1924, с. 22-28. Е. М.