РЫБАКОВЫ
										РЫБАКОВЫ - семья рус. актеров. 1) Николай Хрисанфович  [7(19).V.1811, Курск,- 15(27).XI.1876, Тамбов] - драм.  актер.  Был  мелким  чиновником Курской казенной палаты. В 1826  дебютировал  на  сцене  Курского  т-ра, возглавляемого  И.  Ф.  Штейном.  После  раскола  труппы  Штейна  (сезон 1833/34) вошел в  часть  труппы,  к-рую  возглавил  Л.  Ю.  Млотковский. Обосновавшись с этим коллективом в Харькове, Р.  играл  здесь  до  1841. Затем работал преим. в т-рах юж. губерний России  и  Поволжья.  Решающее идейное и художеств. воздействие на творчество молодого Р. оказали П. С. Мочалов и М.С. Щепкин, в гастрольных спектаклях  к-рых  он  неоднократно принимал участие. Под влиянием иск-ва Мочалова Р. создал  в  1839  образ Гамлета- одну из своих лучших ранних ролей; в  исполнении  Р.  Гамлет  - благородный человек, столкнувшийся с несправедливыми обществ, порядками. Однако в отличие от Мочалова, подчеркивавшего в образе Гамлета  активное начало, Р. выделял  тему  скорбного  раздумья  о  жизни.  С  успехом  Р. исполнял также роли: Отелло, Кориолана (о. п.  Шекспира),  Карла  Моора, Фердинанда, позднее короля Лира, Макбета, Ричарда III, Шейлока. Но  осн. место в репертуаре Р. в течение долгого времени  занимала  мелодрама,  в к-рую актер стремился внести правду чувств и дух бунтарства. Лучшие роли Р. в мелодрамах: ремесленник Бидерман  и  Нино  ("Смерть  или  честь"  и "Уголино" Полевого), Владимир Заревский (о. п.  Ефимовича),  Кин  ("Кин, или Беспутство и гений" Дюма-отца). В 1852 Р.  дебютировал  в  Малом,  в 1854  -  в  Александрийском  т-рах.  Однако  вследствие  столкновения  с директором имп. т-ров А. М. Гедеоновым Р. принят туда не был.  Столичные дебюты сыграли положит. роль в жизни  актера,  дав  ему  возможность  *] ознакомиться с иск-вом  мастеров  Малого  и  Александрийского  т-ров,  с первыми пьесами А. Н. Островского. Почти вся дальнейшая творч. жизнь  Р. протекала в провинции. Лишь в 1872 - 76 он служил в Москве: в 1872  -  в Нар. т-ре на Политехнич. выставке, в 1873 и 1874-76  -  в  Общедоступном т-ре, в 1873-74 - в Артистическом кружке, возглавляемом  Островским.  Р. выступал  как  сознательный  пропагандист  рус.  классич.  репертуара  и драматургии Островского. Нетерпимостью к любым проявлениям деспотизма  и произвола,  беспощадностью  сатиры,  глубоким  обличит.  пафосом  было проникнуто его исполнение ролей купцов-самодуров в  пьесах  Островского: Брусков ("В чужом пиру  похмелье"),  Ахов  ("Не  все  коту  масленица"), Курослепов ("Горячее сердце") и др. Наибольший обществ, резонанс получил образ Несчаст-ливцева, созданный Р.  (сам  Р.  как  человек  и  художник послужил Островскому прототипом для этой роли). Страстную силу ненависти и вместе с  тем  веру  в  торжество  справедливости  вкладывал  актер  в монологи своего героя. Глубоким постижением социальной сущности  образа, современным звучанием было отмечено также исполнение Р. ролей  в  пьесах Фонвизина (Простаков, Скотинин - "Недоросль"),  Грибоедова  (Скалозуб  - "Горе от  ума"),  Пушкина  (Мельник-  "Русалка",  Вырин  -  "Станционный смотритель"), Гоголя (Земляника - "Ревизор", Яичница - "Женитьба") и др. Актер пламенного, одухотворенного высокой идеей вдохновения, Р.  обладал зрелым, уверенным мастерством. В историю рус. сценич. иск-ва Р. вошел не только  как  крупнейший  художник-реалист,  но  и  как  человек,  чуждый торгашескому бурж. духу старого провинц. т-ра, противостоявший ему  всей своей жизнью. Р. способствовал выдвижению талантливых молодых актеров  - Л. Н. Самсоно-ва, М. Т. Иванова-Козельского, В. Н. Давыдова и  др.  Один из реформаторов рус. провинц. сцены, Р. был последовательным выразителем демократических тенденций в рус. т-ре, творческим единомышленником  П.М. Садовского, А. Е. Мартынова, П.  В.  Васильева  и  др.  крупнейших  рус. актеров-реалистов 19 в. 2)Паулина Герас-имовна (р. между 1810-20 - ум. в 1880-х гг.) -  драм. и оперная артистка.  Жена  Н.  X.  Рыбакова.  Дочь  известного  провинц. антрепренера и актера К. М. Зелинского. Играла до конца 60-х гг.  преим. в тех же труппах, что и ее муж (в Харькове,  Николаеве,  Екатеринославе, Одессе, Ставрополе, Ярославле и др.  городах).  Исполняла  роли  молодых героинь  в  водевилях,  мелодрамах,  операх:  Габриэль  ("Девушка-гусар" Кони), Вероника ("Уголино" Полевого), Мария ("Материнское благословение" Деннери), Офелия и др. В 60-х гг. перешла на амплуа "бытовых  старух"  в совр. пьесах. Иск-во Р. высоко ценил А. Н. Островский. 3) Константин Николаевич (1856- 1916) - драм. актер. Сын Н. X.  и  П. Г. Рыбаковых. Сценич. деятельность начал в 1871 во Владикавказе.  Вместе с отцом играл во мн. городах провинции, а также в Москве (в  1873-76  -в Общедоступном т-ре, в 1873-74--в Артистич. кружке). После смерти отца Р. в 1876-81 снова работал в провинции. С  1881  до  конца  жизни  -  актер Малого театра. Первоначально выступал преим. в героико-романтич.  ролях. Однако, не обладая необходимым для исполнения этих ролей  темпераментом, пластической выразительностью, Р. с середины 80-х гг. перешел на бытовые роли  в  русском  репертуаре.  Большое  влияние  на  формирование реалистического таланта Р. оказали искусство его отца, исполнение  ролей в пьесах А. Н. Островского, советы  самого  Островского,  помощь  Г.  Н. Федотовой - партнерши и близкого друга Р.  Игра  Р.  отличалась  сценич. правдой,  простотой  и  естественностью,  была   отмечена   острой наблюдательностью. Среди ролей Р. в пьесах Островского: Буланов  ("Лес", 1876),  Кудряш  ("Гроза"),  Незнамов  (1884,  роль  написана  Островским специально для Р.), Несчастливцев; Большов  ("Свои  люди  -  сочтемся"), Васильков  ("Бешеные  деньги"),  Прибытков  ("Последняя  жертва"),  Юсов ("Доходное место"), Кнуров  ("Бесприданница").  В  течение  мн.  лет  Р. готовился к исполнению ролей Фамусова и Городничего. Его Фамусовтипичный представитель бюрократического режима, и тупой солдафон Городничий вошли в сценич. историю этих пьес  в  Малом  т-ре.  К  значительным  ролям  Р. относятся также: Звез-динцев ("Плоды просвещения"),  Ревякин  ("Кручина" Шпажинского). Несмотря на консерватизм взглядов (Р. не принял  иск-во  M XT, драматургии Горького), Р. был сторонником и  пропагандистом  критич. реализма 19 в. и способствовал сохранению его традиций на рус. сцене. 4) Ольга Николаевна (ок. 1845-1870)- драм. актриса. Дочь Н. X.  и  П. Г. Рыбаковых. Играла вместе с отцом в провинции. Лит.: Ж д а н о в М., Путевые записки по России в двадцати губерниях, СПБ, 1843; Самсонов Л. М., Пережитое, СПБ. 1880; Давыдов В. Н.,  Рассказ о прошлом. М.-Л., 1931; Николаев Н., Н.  X.  Рыбаков  и  старый  русский провинциальный театр. "Библиотека театра  и  искусства",  1912,  кн.  5; Клинчин А., Николай Хрисанфо-вич Рыбаков, М., 1952; его  же,  Николай  и Константин Рыбаковы, "Театр", 1956, .ј 10;  Юрьев  Ю.,  Записки,  Л.-М., 1948; Филиппов В. А., Пять Фамусовых, в сб.: Сто лет Малому театру. 1824-1924, М., [1924 ]. А. Кл.