РУБИНШТЕЙН
										РУБИНШТЕЙН, Антон Григорьевич [  16(28).  XL  1829,  дер,  Выхватинец Подольской губ.,- 8(20). XI. 1894, Петергоф,  близ  Петербурга]  -  рус. пианист, композитор, дирижер и  муз.-обществ,  деятель.  Род.  в  купеч. семье. В 5-летнем возрасте переехал с  родителями  в  Москву,  где  стал обучаться игре на фп., сначала  под  рук.  матери,  затем  у  известного преподавателя А. И. Виллуана. Впервые выступил публично  как  пианист  в Москве в 1839, в 1841-43 концертировал за границей, В эти же  годы  были изданы его первые соч. В 1844-46 занимался по теории музыки у 3. Дена  в Берлине. В 1848 вернулся на родину и поселился в Петербурге. Здесь развернулась деятельность Р - пианиста" дирижера,  композитора. В 1850  написал  свою  первую  оперу  -  "Куликовская  битва"  ("Дмитрий Донской", 1852, Большой т-р, Петербург). В 1854-58  Р.  концертировал  в странах Зап. Европы,  завоевав  мировую  славу  как  пианист;  тогда  же впервые пост. его оперы "Сибирские охотники" (1854, Веймар, под упр.  Ф. Листа),  "Дети  степей"  (1861,  "Кернт-нертортеатр",  Вена)  и  др.  По возвращении из заграничной поездки Р. приступил к осуществлению гл. дела своей  жизни  -  организации  Рус.  муз.  об-ва.  Целью  об-ва  являлось устройство в  Петербурге  и  др.  крупных  городах  регулярных  симф.  и камерных  концертов,  а  также  создание  высших  и  средних  муз.  уч. заведений.  Осенью  1859  Рус.  муз.  об-во  начало  свою  деятельность (Петербург).  Р.  вошел  в  состав  дирекции  об-ва,  стал  его  фактич. руководителем.  Участвовал  в  качестве  дирижера  и  солиста  во  всех концертах об-ва, возглавил  открытые  об-вом  Муз.  классы  (Петербург), к-рые в 1862 были преобразованы в первую рус. консерваторию. Р. стал  ее директором и профессором. Среди первых выпускников консерватории  (1865) был П. И. Чайковский - ученик Р. по  классу  инструментовки.  Работая  в консерватории и Рус. муз. об-ве, продолжал заниматься исполнительским  и композиторским творчеством. Деятельность Р. проходила в атмосфере  непрекращавшейся  борьбы;  его противниками  являлись  деятели  муз.  культуры,  более  последовательно проводившие в музыке демократич. принципы. Это вынудило Р. в  1867  уйти из консерватории, покинуть пост дирижера симф. концертов Рус. муз. об-ва и уехать заграницу. Последующие  годы  (до  1886)  Р.  занимался  преим. концертной деятельностью; в Гамбурге он дирижировал  пост.  своей  оперы "Нерон" (1879). В 1886 Р. возвращается на  родину,  а  в  1887  вторично становится директором и профессором Петерб. консерватории, где  проводит ряд реформ в постановке учебного  процесса.  В  1891  Р.  вновь  покинул Петерб. консерваторию  и  переселился  в  Дрезден.  Здесь  он  занимался композиторской деятельностью и продолжал изредка выступать как  пианист. В 1894 вернулся в Россию. Муз.-обществ,  деятельность  Р.  способствовала  развитию  рус.  муз. культуры, особенно проф. муз. образования. Его пианизм оказал  громадное влияние на развитие мирового фп. иск-ва. Р. написал 13 опер, 5 духовных опер и ораторий, 6 симфоний и др. соч. Лучшим  произв.  Р.  свойственны  "широкое  мелодическое  дыхание, страстность, полнота  звучания...,  оптимизм  и  мужественность  лирики" (Асафьев Б. В.). В 1871 Р. создал свое лучшее произв.- опору "Демон"  по о. Е. Лермонтова (1875, Мариинский т-р), до сих  пор  занимающую  видное место в репертуаре оперных т-ров. Наиболее свежа и самобытна музыка Р. в произв., выдержанных в вост. духе: "Фераморс" по поэме  Т.  Мура  "Лалла Рук" (1863, Дрезден), "Маккавеи" (по о. п. О. Людвига; 1875, Берлин, под упр. автора), оратория "Вавилонское столпотворение" (1870),  "Персидские песни" и др. В творчестве Р. в 80-х гг. намечается  известная  эволюция. Характер и интонац. склад ряда его соч. приобретают  более  определенные нац.-рус. черты: оперы "Купец Калашников"  по  поэме  Лермонтова  (1880, Мариинский т-р), "Горюша" по повести Д.  В.  Аверкиева  "Хмелевая  ночь" (1889, там же) и др. Композиторская деятельность Р.сыграла большую  роль в истории проф. муз. творчества в России. С о ч.: Автобиографические  воспоминания.  1829-1889  г.,  СПБ.  1889 (отд. оттиск журн. "Русская  старина",  т.  64,  ноябрь);  Музыка  и  ее представители. Разговор о музыке, М., 1891; Мысли  и  афоризмы,  пер.  с нем.. СПБ, [1903]; Избр. письма,  [под  общей  ред.,  со  вступ.  ст.  и коммент. Л. А. Ба-ренбойма], М., 1954. Лит.: Глебов И.,  Антон  Григорьевич  Рубинштейн  в  его  музыкальной деятельности и отзывах современников (1829-  1929),  M.,  1929;  Асафьев Б.В., Антон Григорьевич Рубинштейн, в его кн.: Избранные  труды,  т.  2, М., 1954; К е л-д ы ш Ю , История русской музыки, ч. 2, М.-Л., 1947, гл. 3; Б а р е н б о и м Л., А. Г. Рубинштейн, т. 1-2, Л., 1957-62; В о wen С. D., Free artist, N. Y., 1939. Г.Ког.