РОССЫГИН
										РОССЫГИН, Илья  Иванович  (25.  VII  1918-2.1.  1962)-марийский  сов. актер. Нар. арт. Map. ACCP (1951). В 1939 окончил Марийский техникум иск-в и  с  этого  же  года актер мар. Т-раим. Шкетана. Первая роль - Яков ("18-й  год"  Николаева). Р.  особенно  близки  были  остро  характерные,  комедийные  роли,  он великолепно чувствовал и передавал богатство  нар.  речи.  Среди  лучших ролей: Митрич ("Власть тьмы"), Шмага; Терей ("Салика" Николаева), Одоким ("Кенгеж иуд" Арбана). POOTAH  (Rostand),  Эдмон  (1.IV.1868-2.XII.  1918)-  франц.  поэт, драматург. Чл. Франц. академии (с  1903).  В  1888-91  написал  водевили "Красная перчатка", "Два Пьеро, или Белый ужин". Получил  признание  как автор поэтичной стихотворной комедии "Романтики" (1891, "Комеди Франсез" - 1894). В 1895 Сара Бернар сыграла  гл.  роль  в  пьесе  Р.  "Принцесса Греза".  Р.  написал  для  выдающейся  актрисы  свою  следующую  пьесу "Самаритянка" (1897, Т-р Сары  Бернар).  Вершина  творчества  Р.-  пьеса "Сирано де Бержерак" (1897, т-р "Порт-Сен-Мартен", в заглавной  роли  Б. К. Коклен). Герой пьесы (прототип - франц. поэт, драматург С. Сирано  де Бержерак) наделен вольнодумством, прямодушием,  остроумием,  честностью, отвагой,  самоотверженностью,  готовностью  сражаться  за  любовь  и справедливость. Последователь В. Гюго, Р. выступает как неоромантик, противопоставляя бурж. действительности мир мечты  и  фантазии.  Реальны  еобстоятельства жизни  получают  в  его  пьесах  подчеркнуто  поэтич.  воплощение.  Р. возвеличивает духовное начало в человеке, выступает сторонником активной деятельности, но утверждает отвлеченный нравств. идеал. Для  драматургии Р.  характерны:  преобладание  лирич.  начала,  романтич.  антитезы, контрасты, динамика сценич. действия. Блестящий мастер легкого,  живого, остроумного  стиха,  Р.  создавал  колоритные  характеры,  предоставляя актерам широкие возможности для сценич. импровизации.  Порыв,  пате-тич. жест, мечтательность - характерные состояния  героев  Р.  Однако  подчас драматург проявлял склонность  к  словесному  жонглированию,  эстетству; поэтич. мысль Р. полу чала  ложное  направление  (бонапартистская  пьеса "Орленок", 1900, Т-р Сары Бернар). К нач. 20  в.  определился  кризис  в мировоззрении и творчестве Р. Эпоха империализма вызвала у Р. все  более углублявшуюся  растерянность.  Аллегорич.  пьесу  "Шантеклер  (1910, "Порт-Сен-Мартен"), в к-рой  Р.  поэтизирует  сельскую  жизнь,  природу, критика упрекала в расплывчатости замысла, банальности. Широкую популярность творчество Р. получило в России благодаря Т.  Л. Щепкиной-Куперник -первой и лучшей переводчице его произв. В ее переводе пост. "Романтики" в Т-ре Корша  (1894),  во  мн.  т-рах  шла  "Принцесса Греза" (киевский Т-р Н. Н. Соловцо-ва, 1896, петерб.  Малый  т-р,  1900, моск. Т-р Не-злобина, 1916),  в  1898  была  осуществлена  первая  пост. "Сирано де Бержерака" (Т-р Литературно-ху-дожеств. общества,  Петербург; Роксана - Яворская, Сирано - Тинский). Пьеса "Орленок" шла в Новом  т-ре Яворской (1906) и Т-ре Незлобина (1910);  "Шан-теклер"-в  петерб.  Малом т-ре (1910). Наосов, сцене ставились пьесы: "Романтики" (1940, Центр, детский т-р, Москва; 1940, Моск. т-р драмы и комедии;  1963,  ТОилисский  рус.  ТЮЗ), "Сирано де Бержерак"  (1941,  Ленингр.  т-р  им.  Ленинского  комсомола, Сирано - Честноков; 1943, Т-р им. Вахтангова, Сирано - Р. Симонов; 1943, Моск. т-р  им.  Ленинского  комсомола,  Сирано  -  Берсенев;  1964,  т-р "Современник", Москва). Пьеса шла также в т-рах  ТОилиси  (1936,  1944), Воронежа (1938), Архангель-ска (1939), Киева (1940), Таллина (1947). С о ч.: Oeuvres completes illustrees, v. 1-6,  Р.,  1910-25;  в  рус. пер.- Полы. собр. соч., пер. Т. Л. Щепкиной-Куперник, т. 4-2, СПБ, 1914; Пьесы, пер. с франц. Т. Л. Щепкиной-Куперник, М., 1958 (см. также вступ. ст. Ф. Наркирьер). Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; Луначарский А. В., Театр и революция, М., 1924; Горький М., Собр. соч. в 30 тт., т. 23, М.. 1953; Р о  л-л  а  н  Р.. Собр. соч. в 14 тт., т. 14, М., 1958; Щ е п к  и  н  а-Куперник  Т.  Л., Театр в моей жизни, М.-Л., 1948: Поль А., Два Сирано, в сб.: Актеры и роли, М.-Л., 1947; F i 1 1 о n A., De Dumas a Rostand, P., 1898; [A 1 t г о с  k  H.  ], Parallelismus, Antithese und romantische Ironie in Rostands  "Cyrano  de Bergerac", В., 1912; L а 1 о u R., Le theatre en France depuis 1900, P., 1951. И.Дюш.