РИТМ  СПЕКТАКЛЯ
										РИТМ  спектакля  (от  греч.  puos-соразмерность,  стройность)  - согласованное  во  времени  и  пространстве  движение,  чередование  и соразмерность всех элементов и выразит,  средств  сценич.  действия.  Р. связан с нарастанием или спадом,  ускорением  или  замедлением,  плавным течением или бурным развитием действия. Здесь  Р.  как  бы  сливается  с темпом, сочетаясь  с  ним.  Поэтому  К.  С.  Станиславский  ввел  термин "темпо-ритм", объединяющий эти понятия (см. Станиславского система).  Он различал  темпо-ритмы  всей  пьесы,  каждой  отдельной  роли,  действия, сценич. речи. Станиславский установил сложные взаимодействия внутреннего (ощутимого актером, связанного с психологич. задачей,  настроением  того или  иного  эпизода)  темпо-ритма  и  внешнего  (видимого  зрителем, воплощенного в характерности, в движениях персонажа, в его поведении). В одном и том же внешнем темпе  возможны  разные  внутр.  ритмич.  акценты (напр., заметно меняется состояние персонажа - походка,  жест  во  время прогулки,  похоронного  шествия,  военного  марша).  При  контрастах, несовпадениях внешнего и внутр. темпо-ритма возникают комедийный  эффект или  драм.  напряжение.  "У  каждой  человеческой  страсти,  состояния, переживания свой темпо-ритм,-утверждал Станиславский.-Каждый характерный внутренний  или  внешний  образ:  сангвиник,  флегматик,  Городничий, Хлестаков, Земляника - имеет свой темпо-ритм" (Собр. соч., т.  3,  1955, с. 152). Темпо-ритм каждой роли сообразуется с темпо-рит-мом всей пьесы, а  он  подчинен  сквозному  действию,  сверхзадаче,  идейному  замыслу спектакля. Чрезмерное  значение  приобрел  Р.  в  некоторых  драматических символистских  и  экспрессионистских  спектаклях.   Формалистическая изощренность  подчас  сказывалась  в  гипертрофии  Р.  как  важнейшего компонента  спектакля,  независимо  от  содержания,  сюжета  и  пр. Самодовлеющее значение Р. спектакля вело к формалистич. трактовке пьесы, к произвольному навязыванию режиссером Р. и  темпа,  не  соответствующих характеру драматургич. произведения. Большое внимание Р. речи и жеста  придавали  в  своих  спектаклях  А. Ахметели, А. Я. Таиров. Мейерхольд  добивался  четкого  Р.  в  движениях актеров и темпа спектакля (см. Биомеханика). В практике реалистич. рус. т-ра Р.  спектакля  всегда  был  связан  с особенностями содержания, стиля и жанра исполняемого произв. Рус. и сов. драматургия отличается ритмич. разнообразием, связанным со сложностью  и многообразием  явлений  действительности  и  художеств.  средств  их воплощения  (Р.  драматургии  М.  Горького,  Н.  Ф.  Погодина,  В.  В. Вишневского). Мн. режиссеры сов. т-ра (Е. Б. Вахтангов, К. А. Марджанов, А. Д. Дикий, Ю. А. Завадский, Н.  П.  Охлопков,  Н.  П.  Акимов,  Г.  А. Товстоногов  и  др.)  создавали  спектакли,   поражавшие   ритмич. изобретательностью, блеском экспрессии массовых сцен и диалогов. Воспитание выразительных средств актера связано с  развитием  чувства ритма. К. С. Станиславский в своей системе и В. И. Немирович-Данченко  в процессе репетиций предлагали этюды и  упражнения,  помогающие  овладеть соответствующим темпо-ритмом. В балетном и оперном т-ре ритмич. законы соответствуют законам муз. и танцевального Р. В цирке баланс,  акробатика,  жонглирование,  воздушные полеты, хождение по канату и др. связаны с законами Р., с отработанным и тщательно выверенным темпом всех движений, правильным их чередованием  и повторением. Лит.:  Станиславский  К.  С.,  Собр.  соч.,  т.  3,  M.,  1955,  гл. Темпо-ритм. А. Д.