РИСТОРИ
										РИСТОРИ (Ristori), Аделаида (29.1.1822-8.X. 1906)  -  итал.  актриса. Род. в актерской семье, с ра-н-него детства  выступала  на  сцне.  Проф. сценич. деятельность начала в 1836, сыграв роль Франчески да Римини  (о. п. Пеллико), кая надолго стала одной  из  лучших  ролей  Р.  Работала  в труппах, возглавляемых актерами С. Маркионни, А.  Беттини,  Домгнико-ни, Кольтеллинп, Ф. Ригетти и др. Обширный репертуар  Р.  отличался  большим разнообразием. Она исполняла гл. роли в трагедиях Софокла  ("Антигона"), Ж. Ра-сина ("Федра"),  В.  Альфьери  ("Мирра",  "Орест"),  в  роман-тич. драмах Э. Легуве ("Медея"), В. Гюго ("Лукреция Борджа"), в  комедиях  К. Гольдони ("Хозяйка гостиницы"),  в  историч.  мелодрамах  П.  Джакометтп ("Елизавета, королева Англии"). Работа над образом Марии Стюарт (о. п. Шиллера) ознаменовала начало творч. расцвета актрисы.  В  этой роли Р. противопоставила душевную силу Марии беззаконию и деспотизму. Расцвет творчества  Р.  относится  к  50-60-м  гг.  19  в.  -  период наивысшего подъема нац.-освободит. движения в Италии. Исполнение Р. роли Юдифи (о. п. Джакометтн, написанная для Р.), призывающей к борьбе против поработителей родины, нашло горячий отклик в сердцах патриотов. В эти же годы Р. создала образ леди Макбет, выражавший могучую силу воли, трагизм душевных переживаний.  В  1855  Р.  совместно  с  Э.  Росси  предприняла гастрольную поездку в Париж, где выступала в ролях прославленной  франц. трагедийной актрисы Рашель, добилась единодушного признания  зрителей  и критики. В 1856-66 Р. гастролировала по Европе и Америке, посетила Индию и Австралию. В 1860-61 с большим успехом гастролировала в России. Ученица  Г.  Модены,  Р.  утверждала  своим  творчеством  принципы политически  страстного  иск-ва,  пронизанного  национально-освободит. идеями. Выступая в трагедийном репертуаре, она создавала образы сильных, мятежных женщин, способных на любые подвиги и жертвы во  имя  достижения цели. Героич. иск-ву Р. была присуща романтизация  выдающейся  личности, исполненной  могучих  страстей,  дерзновенной  в  своих  стремлениях  и непреклонной в их осуществлении. В игре  Р.  психологич.  достоверность, жизненная правдивость сочетались с яркой эмоциодальностью,  способностью увлечь  зрителя  идеями  высокой  гражданственности.   Направление, утверждаемое ею вслед за Моденой  на  итал.  сцене,  Р.  определяла  как "колоритный реализм", подчеркивая этим национально-своеобразную  природу итал. школы сценич. иск-ва (многокрасочность игры, живость и  горячность актерского темперамента и др.). Р.- автор книги "Этюды и воспоминания" (1887), где она делится  своим художеств. опытом, дает анализ исполнения  своих  осн.  ролей,  а  также формулирует собств. взгляды на иск-во актера. Соч.: Ricordi  e  studi  artistici,  2  ed.,  Torino,  1888;  в  рус. пер.Этюды и воспоминания, СПБ. 1904. Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, M., 1963;  Rossi  E., Quarant'anni di vita artistica, Firenze, 1893;  S  a  l  v  i  n  i  Т., Ricordi, anedotti ed impressioni. Mil., 1895; Di M a r t i n  o  G.,  A. Ristori attrice drammatica, Firenze, 1908; Antona Traversi C., Le grandi attrici del tempo andato. I, Torino, 1929; A p o 1 1 o n i o M.,  Storia del teatro italiano, v. 4, Firenze, 1950.