РИДАЛЬ
										РИДАЛЬ (наст. фам. - P и д а л ь-Л ев и н), Арсений  Григорьевич  [р. 29.XII.1893 (10.1.1894)] - рус. сов.  режиссер,  актер,  педагог.  Засл. деят. иск-в Чечено-Ингушской АССР (4960).  В  1913  окончил  в  Брюсселе консерваторию  (класс  композиции  и  дирижирования).  В  летние  месяцы 1910-12 учился режиссуре в  "Sommerschule"  под  рук.  М.  Рейнхардта  в Германии. Творч. деятельность начал в т-ре "Кривое зеркало" (1913).  Был художественным руководителем и гл. реж. рус.  т-ров  в  Воронеже,  Баку, Куйбышеве, Ереване, ТОилиси,  Краснодаре,  Ташкенте,  работал  в  Москве (1931-33). В 1952-62 - режиссер Грозненского т-ра. Пост.   спектакли:   "Конец   Криворыльска"   Ромашова   (1927), "Оптимистическая трагедия" (1935); "Сирано де Бержерак"  Ростана  (1936. 1940),  "Варвары"  (1944),  "Враги"  (1948).  "Русский  вопрос"  (1947); "Иванов" Чехова (1960); оперы: "Кармен"; "Сицилийская вечерня" Верди (обе в 1920),  "Сказка  о  царе Салтане"; "Турандот" Пуччини (обе в 1927),  "Хованщина"  (1928),  "Тихий Дон" (1939) и ряд оперетт: "Прекрасная  Елена"  (1920),  "Орфей  в  аду" (1921) Оффенбаха и др. Роли:  Шабельский  ("Иванов"),  Тарелкин  ("Дело"  Сухо-во-Кобылина), Порфирий Петрович ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Лука. Р. - автор комич. оперы  "Последнее  приключение  Дон  Жуанам  (1923, Воронеж)  и  ряда  муз.  сопровождений  к  спектаклям.  В  1919-60  вел педагогич. работу в театр. уч-щах Воронежа, Баку,  в  Москве  (ЦЕТЕТИС), Ташкенте. М. Лифш. /РИДДЕРСАЛЕН" (Riddersalen, букв. - Рыцарский  зал)  -  дат.  частный т-р.  Возник  в  1877  в  Копенгагене  как  кафе-шантан,  позднее  был преобразован в "литературное варьете". С 1926 в "Р." наряду с опереттами и ревю ставились драм. произв. Расцвет "Р." относится к 30-м гг.,  когда т-ром руководили реж. П. Кнутсон, X. Рунгваль, С. Бесеков,  привлекавшие талантливых  авторов,  сочетавшие  в  постановочной  практике  яркую праздничность ревю, оригинальные эксперименты с глубиной и актуальностью идейного содержания. Среди пост. т-ра: "Круглоголовые и остроголовые" Брехта (1936, первая в мире пост., в работе  принимал  участие  автор),  "Пропавшая  мелодия" (1935), "Дюве-ке" (1940) Абелля, отличавшиеся антифашистской и антибурж. направленностью. В 40-е гг. ставились спектакли "Гамлет", "На дне", "Три сестры"; драма о норв.  Сопротивлении  "Если  народ  хочет  жить..."  А. Хьелланна, "Калигула" Камю, "Медея" Ануя, "Йерма" Гарсиа Лорки и др.  Со 2-й пол. 50-х гг. "Р." утратил свое значение. Лит.:  N  e  i  i  e  n  d  a  m  R.,  Forlystelsernes  Alle.  De Fre-deriksbergske teatres historie,  Kbh..  1958;  Kragh-  Jacobsen  S., Teaterarbogen. 1962-1963, Kbh., 1963. Вл. М.