РАМБ
										РАМб (Rameau),Жан Филипп (25.IX.1683, Дижон,-  12.IX.1764,  Париж)  - франц. композитор и теоретик музыки. Род. в семье органиста. Работал как скрипач в итал. театр. труппе, затем  был  органистом  в  разл.  городах Франции. С  1722  жил  в  Париже.  Уже  получив  известность  как  автор инструмент, соч. и издав свои замечат.  изыскания  в  области  гармонии, проложившие новые пути муз. теории  (знаменитый  "Трактат  о  гармонии", 1722), Р. выступил  как  оперный  композитор.  Наиболее  значит,  период оперного творчества Р.- 1733- 1749. В обширном муз.-сц  е-нич.  наследии Р. - св. 35 произв., пост. гл.  обр.  в  "Королевской  академии  музыки" (Париж): оперы "Ипполит и Арисия" (по Еври-пиду и Расину, 1733), "Кастор и Поллукс" (1737),  "Зороастр"  (1749,  на  основе  музыки  своей  оперы "Самсон"), оперы-балеты "Галантная Индия" (1735)  и  "Празднества  Гебы" (1739),  два  варианта  оперы  "Дарданус"  (1739,  1744),  комедия-балет "Платея" (1745, Версаль),  героические  пасторали  "Заида"  (1748)  и  "Наида" (1749) и мн. др. Р. выступил как представитель традиц. франц. еперы с ее разработанным и устоявшимся художеств. каноном, как творч. наследник  Ж. Б. Люлли. Оставаясь в кругу тем, образов и жанров,  предписанных  стилем рококо, Р. обогатил  выразит,  средства  музыки,  усложнил  муз.  формы. Выражение разл. "аффектов" сочеталось в творчестве Р.  с  индивидуальной характеристикой персонажей. В речитативах у Р.,  как  и  у  Люлли,звучат естеств. интонации речи. Разнообразие типов речитативов дает возможность перехода от "сухого" речитатива к арии. Типы арии у  Р.  варьируются  от простых песенных форм до колоратурных ариетт. В действие  опер  вводятся оркестровые дивертисменты. В симф. частях опер (увертюры  и  т.  п.)  Р. расширяет изобразит, возможности оркестра. Полемика между  Р.  и  Ж.  Ж. Руссо и др.  энциклопедистами  по  эстетич.  и  теоретич.  вопросам  (об оперной форме, о связи речи  и  пения)  была  исторически  ограничена  и противоречива. Р. порой защищал нек-рые, устаревшие  эстетич.  концепции ("теорию аффектов" - "Наблюдения  над  нашим  муз.  инстинктом",  1754). Оперы Р. ставятся во франц. т-рах и в 20 в. Лит.: И в а н о в-Б о р е ц к и и М. В. (ред.). Материалы и документы по истории музыки, т. 2, М.,  1934;  Л  и-в  а  н  о  в  а  Т.,  История западноевропейской музыки до 1789 года. М.-Л., 1940; "Муз. жизнь", 1964, ј 22, с. 22-23-Laloy L., Rameau, 3 ed.. P., 1919; Masson  P.-M.  L'Opera de Rameau, P., 1930; Girdiestone C., J.-Ph Rameau. His  life  and  work, L., [1957]; его же. Rameau в KH.:Die Musik in Geschichte und  Gegenwart, Bd 10, L.-N.Y. 1962; M a 1 i g n о n J., Rameau, P., 1960. Ал. М