АВСТРАЛИЙСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
										АВСТРАЛИЙСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ - драматические произведения на  английском языке, создаваемые в Австралии. До сер. 19  в.  драматургия  занимала  в австрал. лит-ре незначит. место. Самые ранние произв. А. д. -  анонимные мелодрамы нач. 19  в.,  бытовавшие  в  устных  и  рукописных  вариантах. Авторами их были участники любительских спектаклей из числа  каторжан  и первых  поселенцев.  Эти  пьесы,  следовавшие  англ.  и  ирл.  образцам, пользовались успехом благодаря своей демократич. направленности (протест против власть имущих, сочувствие  отверженным)  но  были  примитивны  по форме. В 30-50-х гг. появляются:  мелодрама  "Беглые  каторжане"  Э.  Д. Берна (1829, "Каледониан т-р",  Эдинбург),  посвященная  австрал.  Робин Гуду  -  Мэтью  Брейди,  "Трагедия  Донохыо"  Ч.  Харпура  (изд.  1835), прославляющая мужество и героизм каторжан, и дидактич. мелодрама  актера Ф. Белфилда "Кара, или Проклятие пьяницы" (1849, "Куинс т-р", Мельбурн). В 70-80-е гг. количество мелодрам и комедий возрастает. Ставятся: "Добро за зло" (1876, "Принсесс т-р", Данедин, Новая Зеландия),  "Все за золото, или Пятьдесят миллионов" Ф- Хопкинса (1877,  "Виктория  т-р", Сидней), "Вдалеке от могилы" (1878), "Сосланный на пожизненную  каторгу" (1878), "Солнечный юг" (1884) Дж. Даррелла  и  сатирич.  комедии,  посв. социальным и  политич.  темам,-  "Класс"  Банстера  (1878),  "Счастливая страна" М. Кларка (1879), "День выборов, или Добивавшиеся и  победившие" Б.  Хора  (изд.  1883).  Не  отличаясь  значительными  художеств. достоинствами, австрал. мелодрамы  и  комедии  были  сильны  демократич. направленностью, злободневностью, динамичностью своих сюжетов. Язык этих пьес  воспроизводил  обычную  разговорную  ре,  изобиловал  жаргонными выражениями. В 80-90-х гг. в  Австралии  стали  появляться  инсценировки реалистических  произведений  австрал.  романистов  -  "Пожизненное заключение" М. Кларка, "На нашей ферме" С. Радда, "Вооруженный  грабеж", "Право рудокопа" Р. Болд-ревуда. Авторами сценич. обработок этих произв. были обычно актеры-постановщики - А. Дампир, Г. Уолч и  др.  Посвященные англ. колониальной каторге, смелым и честным  каторжен  ш,  находившимся вне закона, трудной доле мелкого фермера, инсценировки завоевали большую популярность. В Австралии развивается и т. н. литературная или  по:)тич. драма на историч. и легендарные сюжеты: 'Регул"  (изд.  1842)  и  "Любовь  королевы"  (1846-47,  т-р  "Ролял Виктория" в  Сиднее)  Э.  Д.  Берна,  "Тарк-впний  Гордый,  или  Падение тирании" С. П. Хилла (изд. 1843), "Реймонд, правитель  Милана"  Э.  Рива (изд. 1851, пост. в т-рах Сиднея в 1863), "Эдуард  -  Черный  принц"  Д. Слейдена (изд. 1886), "Тиберий" Ф. Адамса  (изд.  1894)  и  др.  Широкое распространение  получили  и  т.  н.   рождественские   пантомимы, сопровождавшиеся чтением текста, муз.  аккомпанементом,  пением.  Тексты песен  и  диалоги  к  пантомимам  нередко  создавали  крупные  писатели Австралии: М.  Кларк  ("Леденцовые  башмачг.и",  1870,  "Т-р  Ройял",  Мельбурн; "Альфред Великий", 1878, Муз. академия), П. Мари, Г. Уолч. Большую  роль в становлении А. д. сыграли пьесы и статьи А. Адамса. В 1909 в Мельбурне по инициативе драматурга и критика  У.  Мура  была создана первая в истории Австралии литературно-театр. орг-ция "Ежегодные вечера,  посвященные  австралийской  драме"  (существовала  до  1912), ставившая целью содействие развитию  нац.  А.  д.  В  1922  в  Мельбурне писатели В. Пал-мер, Л. Эссон и С. Макки создают аналогичное объединение - "Актеры-пионеры" (существовало до 1926). В  нач.  30-х  гг.  в  Сиднее возникло движение "Народный т-р",  возглавляемое  Керри  Теннант.  Этими объединениями впервые были пост. пьесы: Л.  Эссона  -  "Укротительница", "Мертвые деревья" и "Священное место" (изд. 1911), "Час еще  не  настал" (изд. 1912), "Гуртовщики" (изд. 1920), "Южный крест",  "Боец",  "Мать  и сын" '(изд. 1946); К. При-чард - "Взломщик" (1910), "Человек  с  большой буквы", "Пионеры" (изд. 1937); У. Мура - "Девушка из кафе" (изд.  1910), "Таинственный лунный свет" (1912);  К.  Уотсон-"Если  бы  юность  знала" (1912); А. Адамса - "Миссис Притти и премьер" (1914, в т-рах  Мельбурна);  В. Палмера - "Счастливое семейство",  "Путешественники",  "Темная  лошадка" (изд. 1924); С. Макки - "Западня"  (изд.  1937)  и  др.  В  этих  пьесах отражена жизнь и борьба австрал. народа, они воссоздают  жизнь  людей  в мельбурнских трущобах, на  одиноких  фермах,  на  безлюдных  территориях страны, в золотоносных пустынях. Заметную роль в развитии А. д. сыграла написанная в 20-х  гг.  20  в. пьеса Э. Дэвидсон "Юрика-оборона" (о героич.  восстании  золотоискателей Балларата в 1854) и ряд др. ее пьес, основанных на австрал. легендах.  В 1936 был издан сб. пьес С. Томхолта под общим назв. "Холодный  рассвет". В конце 30-х гг.  с  успехом  ставились  пьесы  Дж.  Дэнна:  "Фимиам  не воскурили" [1937, "Независимый  т-р"  ("Индепендент  т-р")  в  Сиднее  и мельбурнский  "Клуб  драматургов"]  и  "Каролина  Чишольм"  (1939, "Репертуарный т-р" в Брисбене). 40-50-е гг. ознаменованы усилением  реалистич.  тенденций  в  А.  д., особым интересом к  современности,  стремлением  осмыслить  события  2-й мировой  войны,  разобраться  в  причинах  социального  и  экономич. неравенства. О войне, несущей смерть и  разрушение,  о  тяжелых  судьбах простых солдат-патриотов говорится в пьесах  А.  Тернера  "Австралийские станции" (изд. 1944; пост. на радио), "Соседи", "Путешествие на  Запад"; в народной драме С. Локк-Эллиота "Трубы заржавели"  (1948,  "Независимый т-р", Сидней); в стихотворной  драме  К.  Данкан  "Сыновья  утра"  (изд. 1946); в пьесах Д. Къюзвк "Вечные муки", "Неси на  себе  Атлантов  груз" (изд. 1950). Теме расовой дискриминации посв. драмы: "Вдали от родников" Дж. Дэнна (изд. 1944, пост. в т-рах Австралии в 40-х гг., в т-рах Англии и Уэльса - в 1950); "Я  датчанин"  А.  Тернера;  "Если  бы  у  нас  было достаточно жизненного пространства", "Небо без птиц", "Западная граница" О. Грей. В пьесах "Тихоокеанский рай" Кью-зек (1955, "Нью т-р",  Сидней) и "Накануне завтрашнего дня" Р. Троссела (пост. в Канберре и  на  радио) выражен протест против угрозы атомной войны.  Обличению  колониализма  и расизма посвящены пьесы М. Врэнд: "Под нашим небом"  (1948,  "Нью  т-р", Мельбурн) и "Чужие в стране" (изд. 1954; пост. в Австралии, СССР, ГДР  и др. странах). О социальных проти-воречиях  борьбе  простых  австралийцев против обществ.  несправедливости  говорится  в  пьесах:  "Дом,  который построил Джек" Дж. Фарвелла, "Незримый круг" Локк-Эллиота  (изд.  1946), "Утреннее жертвоприношение" Кьюзек (изд. 1943), "Маленький  городок"  К. Кэрролл, "Мечтатели" М. Уэста, "Переменчивое сердце" Р. Бейнона (пост. в т-рах Брисбена, Мельбурна, Сиднея,  Перта  и  в  67  любительских  т-рах Австралии). Обличит, направленность носит пьеса "Без особых ограничений, или Не такой уж тихий американец" М. Брэнд (1958,  "Нью  т-р",  Сидней). Ряд произв. совр. А. д. построен на историч. материале:  "Солнце  красно по утру" Кьюзек (изд. 1942), "Рассвет"  К.  Ше-перд  (изд.  1942),  "Нед Келли" Д. Стюарта (изд. 1943), "Привет тебе, завтра!" В.  Палмера  (изд. 1947), "Что посеешь..." Э. Баркли, "Кровь на акации"  Л.  Хейлена  (изд. 1948) и др. Мн. из этих пьес посвящены  демократич.  революц.  традициям прошлого Австралии. В А. д. с 30-х гг. получил  распространение  жанр  радиодрам.  Многие драматурги Австралии  пишут  одновременно  для  т-ра  и  для  радио  (Г. Мередит, М. Эффорд, А. Тсрнер, К, Шеперд, К. Данкан, Д. Стюарт, Т. Мур и др.). Однако радио часто пропагандирует пьесы, буржуазные по  идеологии, ремесленнические по форме, подражающие худшим амер. образцам. Популяризации лучших произведений А. д. содействует  "Консультативный совет драматургов". В 1956  на  ежегодном  конкурсе  пьес,  устраиваемом советом, первую  премию  завоевали  пьесы,  с  успехом  идущие  в  т-рах Австралийского Союза: "Потоки" О. Грей и  "Лето  семнадцатой  куклы"  Р. Лоулера (1956, "Юни-он т-р", Мельбурн, и "Елизаветинский т-р", Сидней; 1956-57, Лондон, 1957-58, Нью-Йорк). Лит.: The Australian Encyclopaedia,  v.  3,  Sydney,  1958  (v.  3  - "Drama"); Miller M., Australian  literature.  A  bibliography  to  1938. Extended to 1950 by F. Macartney, Sydney - L.- [a. o.], 1956;  Rees  L., Towards an Australian drama, Sydney-L.,  1953;  его  же,  New  hope  for Australian drama, "Overland", 1956, Autumn - Winter, ј7; I. T., Richard  Beynon  and  "The  shifting  heart"  (an  interview), "Overland", 1958, Winter, .No 12; в рус. пер.- Брэнд M., Чужие в стране, M., 1955; ее же, Под нашим небом, M., 1956; Лоулер Р., Лето  семнадцатой куклы, М, 1958. Л К