БАС
										БАС (итал. basso, букв.-низкий)-1) Самый низкий по  звучанию  мужской голос. Различают Б.-про-фундо, или  глубокий  (наиболее  низкий  Б.),  и Б.-кан-танте, или певучий (более  высокий  Б.).  Б.  глубокий  (диапазон примерно от mi до mi1) особенно ценен  своими  низкими  звуками,  но  на оперной сцене  встречается  редко.  Более  распространен  Б.  певучий  с развитым верхним регистром, его нижние ноты звучат не очень сильно;  его диапазон - от F до Р, fis1. В  опере-сериа  18  века  Б.  использовались мало, признание получили в основном с развитием оперы-буфф, где  басовым партиям отводилось значительное место (так называемые характерные  басы, басы-буфф). Широкую известность завоевали знаменитые оперные певцы-басы: русские- О. А. Петров, Ф. И. Шаляпин, ф. И. Стравинский, В.Р. Петров, В. И. Касторский; итальянские -Ф. Галли, Л. Лаблаш, Э. Пинца; французские - П. Плансон, Л. Ротье,  Ж.  Дельмас;  польские  -  Э.  Решке,  А.  Дидур; болгарские - Б. Христов, М.  Попов  и  др.  Среди  выдающихся  советских певцов-басов: А. С. Пирогов, М. О. Рейзен, М. Д. Михайлов, И. И. Петров, И. С. Паторжинский, Б. Р. Гмыря и др. Партии: Сусанин; Мельник ("Русалка"), Борис Годунов; Кончак  ("Князь  Игорь"),  Гремин ("Евгений  Онегин"),  Лепорелло  ("Дон  Жуан"  Моцарта),  Мефистофель ("Фауст"), король Марк ("Тристан и Изольда"),  Емельян  Пугачев  (о.  п. Коваля), Тарас ("Семья Тараса"  Кабалевского),  Вакулинчук  ("Броненосец "Потемкин"" Чишко) и др. 2)  Самая  низкая  партия  многоголосного  муз. сочинения. 3) Муз. инструменты низкого регистра.