ПУРОРЭТАРИА ЭНГЭКИ
										"ПУРОРЭТАРИА ЭНГЭКИ"  ("пролетарский  театр")  -  театр.  движение  в Японии. Возникло  в  20-30-е  гг.  20  в.,  связано  с  распространением марксизма и революц. идей среди япон. театр.  деятелей.  Явилось  частью демократич.  движения  япон.  деятелей  культуры,  поддерживалось  япон. компартией. Одна из первых трупп "П. Э."-"Торанку гэкидзе" ("Передвижной т-р") организована в  февр.  1926  с  целью  оказания  помощи  бастующим печатникам  Токио.  Основу  труппы  составили  актеры  Сасаки  Такамару, Мураяма Томоеси, Сано Сэки, Сэнда Корэя, Янагасэ Масаму и Хатта Мотоо. В репертуаре  т-ра  были  агитационно-пропагандистские  пьесы   япон. драматургов. В окт.  1926  т-р  был  реорганизован  и  получил  название "Дзэнъэйдза"  ("Авангард").  Первая  пост.  этого  т-ра  -  пьеса "Освобожденный Дон Кихот" Луначарского. Среди деятелей  т-ра  были  Аоно Суэкити, Маэдакава Коитиро и Сэки  Акико.  В  1927  труппа  "Дзэнъэйдза" снова реорганизуется и  на  ее  основе  возникли  "Пурорэтариа  гэкидзе" ("Пролетарский театр") и "Дзэнъэй гэкидзе"  ("Т-р  авангарда").  В  1928 труппы вновь объединились и образовали "Саекугэкидзе" ("Левый  т-р"),  с деятельностью к-рого  связан  наиболее  прогрессивный  период  "П.  Э.". Труппа "Саекугэкидзе" осуществила пост. остро политич. пьес: "Вся линия" ("Записки о шайке разбойников") Мураяма Томоеси, "Улица без  солнца"  по повести Токунага Сунао, "Паровоз" Одзава Микио и др., а также переводных пьес: "На западном  фронте  без  перемен"  по  Ремарку,  "Город  ветров" Киршона, "Страх" Афиногенова. В труппе были: Мураяма Томоеси, Курахара Корэхито, Оно Миякити,  Хисаита  Эйдзиро  и др. В 1929 т-р "Саекугэкидзе" возглавил демократич.  театр.  объединение "Них он пурорэтариа гэкидзе  домэй"  (сокр.  ",,Пуротто"  японский  союз пролетарских т-ров"), в к-рый вошли десять наиболее прогрессивных трупп. Это объединение подвергалось преследованиям со стороны правительства.  С 1931 в связи с агрессией в Маньчжурии преследования  усилились,  в  1932 мн. актеры подверглись аресту, в 1934 "Пуротто"  и  "Саекугэкидзе"  были закрыты. Движение "П. Э." оказало  большое  влияние  на  развитие  совр. япон. драмы сингэки. Лит.: О д з а к и К., Новый японский театр. пер. с япон.,  М.,  1960; Ибараки Тадаси, Сева-но сингэки, Токио, 1956 (на япон. яз.). Л. Г.