ПРИСТЛИ
										ПРИСТЛИ (Priestley), Джон Бойнтон (р. 13.IX. 1894) - англ.  драматург и писатель. Сын  провинциального  учителя.  Окончив  школу,  был  мелким служащим,  учился  в  Кембриджском  ун-те,  затем  работал  журналистом. Инсценировка первого романа П. "Добрые товарищи", сделанная в 1931 совм. с Э. Кноблоком, положила начало драматургич. деятельности П. Первая  его пьеса "Опасный поворот" (1932) выдвинула автора в  число  ведущих  англ. драматургов. Острое  восприятие  драматизма  совр.  жизни  определяет  в творчестве П. стремление разрешить  большие  социальные  и  нравственные проблемы  современности.  П.  обличает  пороки  англ.  бурж.  общества, лицемерие  господствующего  класса  и  лживость  его  морали  ("Опасный поворот",  "Инспектор  пришел",   1947),   осуждает   стяжательство ("Сокровище", 1953), показывает недовольство обездоленных, их  ненависть к богатой верхушке общества ("Люди в море", 1937).  Но  П.  призывает  к проведению  постепенных  реформ,  считая,  что  они  должны  привести  к установлению более справедливых форм общественной жизни ("Они подошли  к городу", 1944). Вместе с тем в образе  героя  пьесы  "Семейство  Линден" (1947) П. с сочувствием показывает человека, не идущего на компромиссы с реакционными тенденциями совр. капиталистич. Англии. По  драматургич.  методу  пьесы  П.  распадаются  на  две  группы.  В традиционной реалистич. манере написаны: "Корнелиус" (1935),  "Когда  мы женаты" (1938),  "Семейство  Линден"  и  др.  Сюда  же  относятся  пьесы "Ракитовая роща" (1934) и "Райский уголок" (1934), проникнутые  глубоким лиризмом и носящие следы влияния  драматургии  Чехова.  Пьеса  "Странное происшествие, случившееся с мистером Кеттлом и миссис Мун" (1955)  носит фарсово-комедийный характер. Другую группу  составляют  пьесы,  в  к-рых смело применяются театр. условности, в  первую  очередь  -  смещение  во времени. Этот прием встречается уже в "Опасном повороте", где в действие включаются эпизоды, возвращающие персонажи к прошлому.  "Время  и  семья Конвэй" (1937) также имеет  ретроспективное  развитие  сюжета.  В  пьесе "Джонсон над Иорданью" (1939) этот прием  доведен  до  крайности:  герой умер, и уже после его смерти  происходит  как  бы  переоценка  всей  его жизни. В "Музыке  ночью"  (1947)  удачное  применение  условных  приемов позволяет П. создать ряд острых психологич.  ситуаций.  Персонажи  пьесы слушают концерт, и в  то  время,  как  играет  музыка,  они,  предаваясь размышлениям, в больших  монологах  раскрывают  свои  мысли  и  чувства, отношение к присутствующим здесь лицам, с к-рыми связаны их судьбы.  Эта драматургич.  условность,  как  и  появление  таинств,  потустороннего персонажа - инспектора полиции в пьесе "Инспектор пришел", служит П. для постановки  острых  нравств.  вопросов,  и  утверждения  ответственности каждого человека за свои поступки. Пьесы П. ставятся в т-рах  Сов.  Союза:  "Опасный  поворот"  (1939  - Ленинград,  Казань,  Днепропетровск  и  др.;  1940  -  Ашхабад,  Ереван, Куйбышев, ТОилиси, Петрозаводск, Харьков и  др.;  1957  -  Москва);  "Он пришел" ("Инспектор пришел") (1945  -  Ленинград,  Москва,  Киев,  Баку, Саратов, Пермь и др.). Соч.: The  plays,  v.  1-3,  L.,  1948-50.  Лит.: История английской литературы,  т.  3,  М.,  1958,  с.  412-14,  709-10; Современный английский театр. Сб., сост. Ф. Крымко, М., 1963; В г о w  n I., J. В. Priestley, L. 1957. A. A. ПРИСЯЖНЮК, Андрей Александрович  fp. 5(18). VII.1912]  -  рус.  сов.  актер.  Нар.  арт.  РСФСР  (1964).  Чл. Коммунистич.  партии  с  1945.  Сценич.  деятельность  начал   во Владивостокском  ТРАМе  (1930-32).  Работал  в  Благовещенске,  Спасске (1932-37), Уссурийске (1937-38). С 1938 -  арт.  Владивостокского  т-ра. П.- комедийный актер,  обладает  пластичностью,  музыкальностью,  мягким юмором, обаянием. Лучшие роли: Счастливцев; Робинзон ("Бесприданница"),  Васька  Окорок ("Бронепоезд 14-69"), Крым ("Калиновая роща" Корнейчука), Кисель ("Много шума  из  ничего"),  Часовщик  ("Кремлевские  куранты"),  дед  Слива ("Стряпуха",    "Стряпуха    замужем"    Софронова),    Шельменко ("Шельмен-ко-денщик"  Квитки-Основьяненко),  Перфишка   ("Трое"   по Горькому),  Ефимов  ("Фальшивая  монета"  Горького),  Гулам  ("Глубокая разведка"  Крона),  Пикалов  ("Любовь  Яровая"),  Бельтран  ("Мадридская сталь" Лопе де Вега). Лит.: "Театральная жизнь", 1960, ј12, с. 23. А. Лоб.