ПОЛЬСКИЙ ТЕАТР НАРОДОВЫ
										ПОЛЬСКИЙ "ТЕАТР НАРОДОВЫ" (Teatr Narodowy - Национальный т-р) -  один из  ведущих  т-ров  Польши.  Началом  его  деятельности  считается представление комедии Ю. Белявского "Назойливые" 19 нояб. 1765 в  здании т.  н.  "Операльни"  (Варшава)  актерской  труппой,  находившейся  под патронатом короля  Станислава  Августа  Понятовского.  Выступления  этой труппы  положили  начало  деятельности  проф.  т-ра.  В  дальнейшем представления происходили в помещении дворца Радзивиллов.  В  1799  было построено здание на пл. Комиссии (ныне -пл. Красиньских).  Назв.  "Театр Народовы" закрепилось с 1807. В 1790-1814 (с перерывами) т-ром руководил В. Богуславский, утвердивший принципы  сценич.  реализма,  пришедшие  на смену поэтике классицизма.  Т-р  был  тесно  связан  с  обществ,  жизнью страны.  На  его  сцене  шли  пьесы  Богуславского,  Ю.  Немцевича,  Ф. Заблоцкого и др. передовых представителей польской драматургии,  произв. мировой  классич.  и  совр.  драматургии.  После  Богуславского  т-ром руководил Л. Осиньский, продолжавший его традиции. В 1833 П. "Т. Н." был переведен в  новое  здание,  построенное  по  проекту  арх.  А.  Корацци (разрушено в годы фашистской оккупации  и  ныне  восстановлено).  Здание было известно  под  назв.  "Т-р  Вельки";  в  большом  зале  этого  т-ра ставились оперы, в малом - драмы. В 1829 по инициативе части  труппы  П. "Т. Н." был открыт филиал - т-р "Розмаитости", к-рыйв 1836 был  дополнен актерами труппы П.  "Т.  Н.".  На  сцене  т-ра  "Розмаитости"  выступали крупнейшие польские актеры 19-20 вв.: Б.  Кудлич,  Я.  Круликовский,  А. Жулковский, X. Моджеевская, Л. Галь-перт, Ю. Рыхтер,  Б.  Лещинский,  М. Френкель, К.  Каминьский,  Ю.  Венгжин,  М.  Цвиклиньская.  В  1924  т-р "Розмаитости" вернулся в здание, отстроенное заново (после пожара 1919), и вновь получил имя "Театр Народовы". В руководстве  т-ром  в  эти  годы принимали участие видные деятели польского т-ра: Ю.  Остэрва,  К.  Каминьский,  А.  Сливиньский,  Я.  Лорентович,  Э. Хаберский, Л. Сольский, А. Зель-верович. Среди лучших пост.: "Улетела от меня перепел очка" Жеромского (1924), "Фауст" Гете (1926),  "Пан  Дама  зий"  Бли-зиньского  (1927),  "Барские конфедераты" Мицкевича  (1929),  "Кордиан",  "Мария  Стюарт"  Словацкого (1930, 1934), "Свадьба" Выспяньского (1930),  "Месть"  (1934)  Фред  po, "Коварство и любовь" (1934). Деятельность  т-ра,  прерванная  в  годы  фашистской  оккупации, возобновилась в 1949 (директор М. Мел-лер, худ. рук.  В.  Дашевский,  В. Краен овепкий). Среди  наиболее  значит,  пост.:  "Егор  Булычев  и  другие"  (1949); "Краковцы и  горцы"  Богуславского  (1950),  "Ревизор"  (1952);  "Месть" Фредро (1953), "Человек с ружьем" (1954); "Немцы"  Кручковского  (1955),  "Беспокойное  дежурство"  Лютовского (1955), "Кордиан" Словацкого (1956), "Освобождение" Выспяньского (1958), "Генрих VI на охоте" Богуславского (1958), "Фантазий" Словацкого (1960), "Двенадцатая ночь" (1960),  "Живой  труп"  (1960);  "История  о  славном воскресении господнем" Миколая из Вильковецка  (1962),  "Слово  о  Якубе Шеле" Ясенского (1962) и др. В 1949-52 директором и худ. рук. был Красновец-кий, с  марта  1952  - вновь  Меллер,  гл.  реж.  Б.  Ко-женевский.  В  дальнейшем  обязанности директора  и  худ.  рук.  объединяли  Э.  Аксер  (1954-57),  В.  Хожица (1957-59), В. Дашевский (1959-61). С 1962 т-ром руководит К.  Деймек.  В репертуаре П. "Т. Н." широко представлена как польская, так и зарубежная драма - классич. и совр. В труппе т-ра: актеры-Э. Барщевская, Е. Бонац-кая, И. Краен  овецкая, И. Эйхлерувна,  Я.  Курнако-вич,  В.  Красновецкий,  Г.  Шлетынский,  А. Шалявский, Я. Страх оцкий, Я. Жардецкий; реж.- Я. Вышомир-ский,  худ.  - В. Дашевский. В 1962 т-р гастролировал в Москве и Ленинграде. Лит.: "Театр", 1963, ј 4, с. 161-65; R o s t o  c  k  i  В.,  Ironia, dowcip, bohaterstwo, "Literatura Radziecka", 1963, JSTe  5,  s.  160-63; Teatr Narodowy w Warszawie, Warsz., 1962. Б. Рос.