ПОЛИЦЕЙМАКО
										ПОЛИЦЕЙМАКО, Виталий Павлович [род. 22. IV (5.V).  1906]-  рус.  сов. актер. Нар. арт. СССР (1957). В 1927 окончил Ленингр.  техникум  сценич. иск-в. С 1927-актер  Ленингр.ТЮЗа,  с  1930-Большого  драм.  театра  им. Горького. Актер яркого темперамента, острой мысли, П. является одним  из последовательных выразителей горьковской традиции в творчестве  Большого драматического т-ра. Он сыграл неск. ролей в  пьесах  Горького,  проявив себя мастером психологич.  портрета,  действенного,  страстного  анализа образа: Егор Булычев (1932, 1949); Нестрашный и Достигаев ("Достигаев  и другие", 1933, 1952),  Нил  ("Мещане",  1937),  Лука  (1944);  Двоеточие ("Дачники",  1949),  Редозубов  ("Варвары",  1959).  Значит,  достижение П.-роль  Егора  Булычева,  в  к-рой  актер  с  первых  сцен  спектакля акцентировал духовное прозрение  Булычева,  все  более  убеждавшегося  в обреченности существовавшего  в  России  социального  строя.  Варварство духовное и физическое гневно заклеймил П. в сатирич., почти  гротесковом образе Редозубова. Важное  место  в  творчестве  П.  занимают  образы  сов.  людей  - коммунистов. В  исполнении  этих  ролей  проявились  народность  таланта актера, глубокая органичность  его  иск-ва.  Прирожденным  организатором масс, жизнерадостным, сильным человеком актер показал Годуна  ("Разлом", 1950; Гос. пр. СССР, 1951). Нар. сметка, медлительный,  но  пытливый  ум привлекали в Шадрине ("Человек с ружьем", 1937), поэтичности,  романтики были исполнены образы  Мотылько-ра  ("Слава"  Гусева,  1937),  Савельева ("Так и будет" Симонова, 1945). Создавая сатирич. образы, П.  пользуется  сочными  густыми  красками, смелыми острыми приемами, приближаясь к социальному гротеску. Так  играл он роли Потапа Урлова ("Царь Потад" Копкова, 1940),  Проко-фия  Пазухина ("Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина, 1955), Фамусова (1963) и  сатирич, роли в совр. репертуаре-Елкин и Барашкин ("Мой  друг",  1932,  и  "После бала", 1934, Погодина), Зуб ("Океан" Штейна, 1961). Играя роль Прозорова ("Палата" Алешина, 1963), актер разоблачает самодовольство, чванливость, черствость к  людям,  показную  демократию  и  ханжество.  В  переводном репертуаре П. создал значительные, крупные образы - Шут  ("Король  Лир", 1941), свободолюбивый мудрец и поэт Эзоп ("Лиса и  виноград"  Фигейреду, 1956), старый рабочий Туе ("Воспоминание о двух понедельниках"  Миллера, 1963). Лит.: M и н н Е., Засл. арт.  РСФСР  В.  П.  Полицеймако,  Л.,  1950; Клюевская К., Персидская О., Виталий Полицеймако, Л.-М., 1963. . О.