ПОГОДИН
										ПОГОДИН   (наст.   фам.-   Стукало   в),   Николай    Федорович [3(16).XI.1900-19.IX.1962] -рус. сов. драматург. Засл. деят. иск-в РСФСР (1949).  С  1920  начал  работать  журналистом.  В  1922-30-  постоянный корреспондент и очеркист "Правды". В 1929 П. написал пьесу "Темп",  впервые  показавшую  на  сов.  сцене героику и  пафос  первой  пятилетки.  Пьеса  эта,  выдержанная  в  жанре "сценич. очерка", насыщена точно подмеченными характерными деталями.  Но она  представляла  для  т-ра  значительные  трудности:  действие  ее  не отличалось  кон-центрированностью.   продуманной   организованностью, многочисл.  эпизоды  соединялись  только  тематически.  В  пьесе  "Темп" определились характерные черты  драматургии  П.:  мажорность,  оптимизм, непринужденная вольность  композиции,  естественное  сочетание  юмора  и натети-ки. Пост. в 1930 Т-ром им. Вахтангова, пьеса "Темп"  ставилась  в Ленинграде (1930, Красный т-р), Баку, Ташкенте, Ашхабаде, ТОилиси и  др. городах страны. Следующая значит, пьеса  П.-  "Поэма  о  топоре"  (1931, Моск. т-р Революции, реж. А. Д. Попов; Анка - М. И. Бабанова, Степан- Д. Н. Орлов). Эта пьеса П. с полемич. остротой требовала  от  т-ра  резкого поворота от психологизма и камерности, от проблематики этич. и моральной к новым, самой жизнью выдвинутым темам, и прежде всего к теме  трудового энтузиазма, к воплощению поэзии созидания. П. увлекала задача построения целостного образа коллектива рабочих. В ряде первых пьес  П.  -  "Темп", "Дерзость" (1930),  "Снег"  (1932),  отсутствовал  герой-индивидуум.  П. защищал  этот  принцип,  связывая  его  с  пониманием  документальности драматургии.  В  дальнейшем,  однако,  внимание  П.  было  привлечено  к индивидуализации образа передового человека современности,  героя  эпохи первых пятилеток. Таковы были образы Анки и Степана ("Поэма о топоре") и особенно образ Гая в пьесе "Мой друг" (1932, Моск. т-р  Революции,  реж. А. Д. Попов; Гай-М. Ф. Астангов). Сохранив  непринужденность  и  свободу драматич. композиции, П. выдвинул  в  этой  пьесе  на  первый  план  гл. действующее лицо, показал  природу  энтузиазма  Гая,  его  самозабвенную преданность созидательному труду. Тема труда, преображающего  и  духовно обогащающего людей, доминировала и в  комедии  П.  "После  бала"  (1934, Моск. т-р Революции,  Маша-Бабанова)  и  в  пьесе  "Аристократы"  (1934, Реалистический т-р, реж. Н. П. Охлопков). В 1937 П. написал пьесу "Человек с  ружьем"  (Гос.  пр.  СССР,  1941; 1937, Т-р им. Вахтангова, реж. Р. Н. Симонов; в роли В. И. Ленина- Б. В. Щукин), к-рая явилась началом его драматич. трилогии о В. И.  Ленине.  В 1941 была закончена вторая часть трилогии- "Кремлевские куранты"  (1942, МХАТ, реж. В. И. Не-мирович-Данченко и М.  О.  Кнебель;  в  роли  В.  И. Ленина - А. Н. Грибов). В 1958  написана  "Третья  патетическая"  (1958, МХАТ, реж. М. Н. Кедров; в роли  Ленина  -  Б.  А.  Смирнов).  Ленинская трилогия П. явилась значит, вкладом в сов. сценич. иск-во. Образ  В.  И. Ленина  в  трилогии  обладает  историч.  и  психологич.  достоверностью, жизненностью, емкостью и богатством  содержания.  П.  удалось  соединить точность в воспроизведении эпохи революции, военного коммунизма, нэпа  с подлинной поэтичностью  и  глубоким  лиризмом.  Все  пьесы,  входящие  в трилогию, с большим успехом идут во мн. т-рах страны. В 1959 за трилогию о Ленине удостоен Ленинской премии. П. принадлежит  ряд  пьес,  написанных  в  разл.  жанрах:  комедии  - "Джиоконда"  (1938),  "Моль"  (1940),  "Когда  ломаются  копья"  (1953), "Рыцари  мыльных  пузырей"  (1955),  "Маленькая  студентка"  (1959); историко-революц. пьесы-"Заговор Локкар-та" ("Вихри враждебные",  1953), "Багровые облака"  (1955);  драмы-"Сотворение  мира"  (1945),  "Минувшие годы" (1948), "Мы втроем поехали  на  целину"  (1955),  "Сонет  Петрарки (1957), "Цветы живые" (1960), "Верность" ("Черные птицы", 1961, Т-р  им. Вахтангова). В пьесах П. остро чувствуется живое ощущение современности, прекрасное  знание  т-ра,  опти-мистич.  восприятие  действительности. П.-автор мн. статей, поев. иск-ву т-ра.  По  его  сценариям  были  сняты фильмы: "Заключенные", "Человек с ружьем", "Кубанские казаки" (Гос.  пр. СССР, 1951), "Первый эшелон", "Вихри враждебные". Соч.: Театр и жизнь, М., 1953; Собр. драматических  произведений,  т. 1-5, М., 1960-61. Лит.: Юзовский Ю., Вопросы социалистической драматургии, М., 1934;  Г у рви ч А., Три драматурга. Погодин, Олеша, Киршон, М., 1936; его ж е, В поисках героя, Л.-М., 1938; Зайцев Н., Н. Ф. Погодин, М.-Л., 1958; Б ы к о в а Ф. М.,  Драматургическая  трилогия  Н.  Погодина  о Ленине, Л.-М., 1960; Рудницкий К., Портреты драматургов, М., 1961; Попов А. Д., Воспоминания и размышления о театре,  М.,  1963;  Анастасьев  А., Трилогия Погодина о Ленине на сцене, М., 1964. К. Р.