ПАСТОРАЛЬ
										ПАСТОРАЛЬ, пастушеская  драма  (от  лат.  pastoralis-пастушеский),-1) Жанр  придворного  т-ра,  возникший  в  Италии  в  16  в.  и  получивший распространение в зап.-европ. странах. Истоки П. в  эклоге-  лит.  жанре буколич. (сельской) поэзии  античности  (Феокрит,  Вергилий)  и  раннего Возрождения (Петрарка, Боккаччо). П. представляла собой небольшую пьесу, часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В  ней  идиллически изображалась условная сельская  жизнь  галантных  пастухов  и  пастушек, наделенных чувствами, манерами и языком придворных  аристократов.  В  П. проявились аристократич. гедонизм, стремление уйти от  действительности. В Италии среди первых пастушеских драм - "Эгле" Джиральди Чинтио (1545), "Аретуза" Лоллио (1563), "Жертвоприношение" Беккари (1554). Эти произв.  подготовили  создание наиболее ярких образцов П.- "Аминты"  Tacco  (1573),  "Верного  пастуха" Гварини (1590). В Испании жанр П. разрабатывали X. дель  Энсина,  Л.  де Руэда и др. Во Франции изысканные, манерные П. писали О.  Ракан,  Ж.  О. Гомбо, Ж. Мере. Пасторальные комедии-балеты сочинял Мольер ("Мелисерта", "Комическая пастораль" и др.). В 17 в. Гг. была широко распространена  в Германии; в этом жанре написана Опицем  "Пастораль  о  нимфе  Гер-цинии" (1630) и др. Вначале П. исполняли  придворные-любители.  Несколько  позднее  в  П. стали принимать участие проф. актеры. Спектакли сопровождались  музыкой, пением. Итал. художники (С. Серлио и др.) создали для пост. П.  нарядную несменяемую пейзажную  декорацию  (перспективно  расположенные  деревья, кусты, цветы, пригорки, ручейки,  хижины  и  т.  д.).  Большое  место  в представлении занимали постановочные эффекты. В 18 в. П.  в  драм.  т-ре ставились мало и входили гл. обр. в состав рперно-балетных спектаклей  и разл. придворных дивертисментов. 2) Небольшая  опера,  пантомима,  балет  (или  их  отдельная  сцена), написанные на идиллич. сюжет из сел, жизни. Первые П. возникли  в  14-15 вв. и явились предшественниками оперы. Таково  франц.  "представление  с песнями" - "Сказание о Робэне  и  Марион".  Пасторальны  были  и  первые оперы. П. занимала большое место в придворном иск-ве 17-18 вв., особенно во Франции, где в пост. П. участвовали придворные и даже  король.  Среди франц. авторов П. в 17-18 вв.- Ж. Б. Люлли, Н. Дезед, А. Детуш и  др.  В 18-19 вв. в жанре П. создавались оперы ("Король-пастух" Моцарта,  1775), балеты ("Сильвия" Делиба, 1876).  Образец  стилизации  П.  -  интермедия "Искренность пастушки" в "Пиковой даме" Чайковского (1890). Иногда термином "П."  наз.  симф.  эпизод  в  муз.-сце-нич.  произв., рисующий картину природы (П. в  музыке  Ж.  Бизе  к  драме  "Арлезианка" Доде). Лит.: Мокульский С., История западноевропейского театра,  ч.  1,  М., 1936; F o u г n e 1 F. V., La pastorale dramatique au XVII  siecle.  P., 1888; M a r s a n J., La pastorale dramatique en  France...,  P.,  1905; Bouchaurd P. de, La pastorale italienne et l'Aminta de Tasse, P., 1920; Р о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, пер.  с франц., М., 1931; D e 1 Ь о u i 1 1 e M., Les origines de la  pastorale, Brux., 1926.