ПАРТИЙНОСТЬ
										ПАРТИЙНОСТЬ (в театральном искусстве) - выражение  в  произв.  иск-ва идейной позиции художника, отвечающей интересам обществ. группы, класса, партии. Последовательно и открыто провозглашаемый принцип  П.  рождается одновременно  с  возникновением  пролетарской  социалистич.  художеств. культуры. В. И. Ленин, дав определение принципа П. в  статье  "Партийная организация и партийная литература" (1905), противопоставил П. лит-ры  и иск-ва,  открыто  связанных  с  пролетариатом,  становящихся  частью общепролетарского дела и  потому  истинно  свободных,-  бурж.  лит-ре  и иск-ву,  к-рые  лицемерно  маскируют  свою  зависимость  от  классового своекорыстия буржуа. Изобличая мнимую беспартийность бурж. иск-ва, Ленин приходил к выводу: "Свобода  буржуазного  писателя,  художника,  актрисы есть лишь замаскированная (или  лицемерно  маскируемая)  зависимость  от денежного мешка..." (Соч., т. 10, с. 30). Принцип П. в иск-ве социалистического реализма  неразрывно  связан  с принципом  жизненной  правды,  oft  определяет  силу  идейно-эстетич. воздействия социалистич. иск-ва. Ленин считал, что П. обязывает  "...при всякой оценке события  прямо  и  открыто  становиться  на  точку  зрения определенной  общественной  группы"  (там  же,  т.  1,с.  380-81).  Этим достигается такое раскрытие действительности в произв. иск-ва (в  пьесе, в спектакле), при к-ром становятся  ясными  социально-классовые  причины поступков героев. Об этом говорил Ф. Энгельс, указывая, что  достоинство пьесы "Франц фон Зикинген" Ф. Лассаля в том, что герои в  ней  выступают как  представители  определенных  классов  и  "...черпают  мотивы  своих действий не в мелочных индивидуальных прихотях,  а  в  том  историческом потоке, который их несет" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.,  т.  29, с. 492). В условиях сов. социалистич. общества, строящего  коммунизм,  принцип П. в театр. иск-ве получает выражение прежде всего в утверждении героики социалистич. строительства в творчестве драматурга,  режиссера,  актера, художника,  объединяющихся  в  работе  над  произв.  сценич.  иск-ва  - спектаклем. Главным в творч.  исканиях  деятелей  сов.  т-ра  становится воплощение образа положит. героя современности - борца за коммунизм.  П. обусловливает новаторский характер  иск-ва  социалистич.  реализма,  гл. задача  к-рого   "...сводится   к   возбуждению   социалистического революционного миропонимания, мироощущения" (Горький М., Собр. соч.,  т. 30, 1956, с. 382). Это имел в  виду  Вл.  И.  Немирович-Данченко,  когда указывал, что "в восприятия современного актера ворвалась новая волна  - социалистическая" ("Из прошлого", 1936, с. 374). В сов. т-ре -  т-ре  социалистического  реализма,  принцип  П.  тесно связан с  народностью,  что  определяется  активным  воздействием  сов,, сценич. иск-ва на сознание трудящихся масс. Утверждая принцип  П.,  сов. т-р становится т-ром подлинно народным, полно и разносторонне отражающим совр.  действительность,  осуществляющим  свое  высокое   воспитат. назначение. Из принципа  П.  вытекают  принципы  партийного  руководства иск-вом,  опирающиеся  на  объективные   закономерности   развития, противостоящие как догматич., так и ревизионистским влияниям, искажающим природу метода социалистич. реализма',  сужающим  его  возможности.  Для деятелей сов. т-ра П.выражение  самых  глубоких  устремлений,  подлинной творч.  свободы  в  осуществлении  своих  замыслов,  в  использовании неограниченного богатства художеств. средств. Для утверждения принципа П. в искусстве в подлинно  ленинском  смысле огромное значение имели решения XX и XXII съездов КПСС и Программа КПСС, принятая XXII съездом. Ленинская идея П., зовущая к борьбе против чуждых бурж. взглядов, против натурализма и формализма, пронизывает  Письмо  ЦК РКП "О Пролеткультах" (1920), Резолюцию ЦК РКП(б) "О политике  партии  в области художественной литературы" (1925), постановление  ЦК  ВКП(б)  "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению" (1946) и  др. партийные документы, поев. лит-ре и иск-ву. Б. Рос.