ПАРОДИЯ
										ПАРОДИЯ (греч. TCaptpSia, от пара - против, вопреки и ?5ij  -  деснь, букв.- песнь наизнанку) -лит. жанр; произв., представляющее собой комич. или сатирич. переосмысление к.-н. явления иск-ва. Темой  П.  может  быть также определенное общественно-политич., бытовое или  др.  событие.  П.- своеобразное ответвление комедии, сатиры. Осмеивая то или иное  явление, П. вызывает иронич., критич. либо отрицательное отношение к нему. Основа П. строится обычно на подчеркнутом противопоставлении, контрастирова-нии формы  и  содержания;  используя  характерные  отличия  внешней  формы пародируемого оригинала, создатели П. облекают в  эту  форму  новое,  не соответствующее  ей  содержание.  Происходит  неизбежное   смещение первоначальных представлений и образов другими. Эта  контрастность  дает определенный комедийный эффект. П.- одно из острых средств художеств. полемики  и  критики  -  всегда использовалась в драматургии и т-ре. Еще в Др.  Греции  к  П.  обращался Аристофан ("Облака" - П. на софистов и Сократа; "Женщины  на  празднике  Фесмофорий",  "Лягушки"  -  П.  на  трагедии Еврипида). В Англии 17-18 вв. в жанре П.  были  написаны  пьесы  "Рыцарь пламенеющего пестика" Бомонта и Флетчера  (1607)  на  пьесу  Т.  Хейвуда "Четыре лондонских подмастерья"; "Репетиция" Дж. Бекингема (Дж. Вилье, герцога Бекингемского, 1671)  - П. на героич. драму Дж. Драйдена; "Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть Великого мальчика-с-пальчика" Филдинга (1730) и "Критик" Шеридана (1779) - П. на нек-рые явления драматургии тех лет. Во  Франции  многочисленные П. созданы в парижском т-ре "Комеди Итальенн" и в ярмарочных т-рах, в т. ч.: "Глупая  ссора  или  Критика  "Андромахи""  Скобинни  (1668),  "Эдип наизнанку" (1718), "Болус" (1731) Пирона  -  П.  на  трагедии  "Эдип"  и "Брут" Вольтера, "Роковая вилка"  (1826),  "Романтический  Эдип"  (1829) Платена-П., высмеивавшие "трагедию рока". С П.,  в  частности,  связано  возникновение  оперетты  -  пародийные оперетты Ф. Эрве и Ж. Оффенбаха (50-е гг. 19 в.). В России П. восходит  к  драматургии  А.  П.  Сумарокова.  В  комедии "Тресотиниус" (1750) автор осмеивал поэта В.  К.  Тредиаковского.  К  П. относятся "Трумф" (1800) И. А. Крылова - П. на классицистскую  трагедию, "Урок  кокеткам,  или  Липецкие  воды"  Загоскина  (1815)-П.   на сентименталистское направление в лит-ре. В 20 в. жанр П. развивали  т-ры "Кривое зеркало" и "Летучая мышь" ("Вампука" -  П.  на  оперные  штампы, "Ревизор"-на совр. режиссуру), а в сов. время - "Синяя блуза", т-р  Дома печати, Моск. и Ле-нингр. т-ры миниатюр. Особой популярностью пользуется П. в  цирке,  в  кукольном  т-ре,  на эстраде: с П. выступают Карандаш (M. H. Румянцев),  Олег  Попов,  С.  В. Образцов, А.-И. Райкин, Л. О. Утесов и мн. др. Лит.: Бегак Б."Кравцов H., Морозов А." Русская литературная  пародия, М.-Л., 1930; Б е р-к о в П. H.,  Из  истории  русской  пародии  XVIII-XX веков, в сб.: Вопросы сов. литературы, т. V, М.-Л., 1957; К у з не-ц о в Ев г., Из прошлого русской эстрады,  М.,  1958,  с.  293-98;  Delepierre (О.), La parodie, L., 1871; Um lauft Fr., Das Buch der Parodien  und  Travestien  aus  alter  und neuer Zeit, 2. Aufl., W., 1909; L i n d s а у F.W., Dramatic  parody  by marionettes in Eighteenth century Paris, N. Y., 1946. Л. Шн,