ПАРИЖ
										ПАРИЖ (Paris) - столица Франции (3035 тыс. жит. на 1960) -  важнейший экономии., политич. и культурный центр  страны.  В  средние  века  в  П. ставились  литургическая  драма,  миракль  и  мистерия.  Представления мистерий организовывало "Братство страстей господних" (см.  "Братства"), получившее в 1402 монопольное право на пост. мистерий в П. С нач. 15  в. получают развитие жанры нар. комич. т-ра фарс  и  cornu,  создателями  и исполнителями  к-рых  в  П.  были  полулюбительские  театр.  организации ("Базошп", "Беззаботные  ребята"  и  др.).  В  1548  "Братство  страстей господних" открыло первый в городе т-р "Бургундский отель". С  конца  16 в.  труппы  провинциальных  актеров  ежегодно  выступали  на  парижских ярмарках, в т. ч. на крупнейших из них  -  в  предместьях  Сен-Жермен  и Сен-Лоран (см. Ярмарочный театр). В нач. 17 в. в помещении "Бургундского отеля" обосновалась труппа  В. Леконта, ставшая первой постоянной проф. драм. труппой  П.  В  1634  был открыт при поддержке кардинала Ришелье т-р "Маре", нарушивший  монополию "Бургундского отеля". В 1641 во дворце Ришелье  начал  деятельность  т-р "Пале  кардиналь"  (позже  наз.  "Поле-Рояль")  -  первое  специально построенное  театр.  здание  в  столице.  В  1643-45  в  П.  работал организованный  Мольером  "Блистательный  театр".  Во  2-й  пол.  17  в. П.столица централизованной монархии, становится мировым центром лит-ры и иск-ва. В 1661 была основана королевская Академия танца. В 1669  Людовик XIV предоставил привилегию П. Перре-ну, Р.  Камберу  и  де  Сурдеаку  на организацию в П. муз. представлений; в 1671 ими был основан оперный  т-р Академия музыки (с 1672 наз. "Королевская академия музыки"). В  1680  по указу Людовика XIV на основе объединения "Бургундского  отеля"  с  ранее слившимися труппами Мольера и т-ра  "Маре"  в  староаристократич.  части города,  Сен-Жермен-ском  предместье,  был  создан  драм.  т-р  "Комеди франсез". Этот т-р, подчиненный непосредственно королевскому двору, стал надолго одним из немногих привилегированных т-ров П. К нач. 80-х гг.  17 в. окончательно сформировалась труппа т-ра "Комеди Италъенп". С сер. 18 в. на т. н. Больших  бульварах  П.  (особенно  на  бульваре Тампль)- излюбленном  месте  прогулок  и  увеселений  мелкой  буржуазии, ремесленников,  стали  возникать  т-ры,  к-рые  получили  назв.  театров бульваров, - т-р Ж.Б.Николе (с 1764 наз. "Т-р де гран дансер дю руа",  с 1791- "Гете"), "Амбигю-комик" (в 1769), "Варьете амюзант" (в  1778;  см. "Забавное варьете"), "Порт-Сен-Мартен" (в  1781),  "Де-ласман-комик"  (в 1785). Эти т-ры сделались наряду с привилегированными т-рами средоточием театр. жизни столицы. В 1782 открылся т-р "Шатле" (до  наст.  времени  - самый большой театр. зал в П.), в 1783 - "Одеон", в 1784 - "Поле-Рояль", в  1789  -  "Т-р  дю  месье"  (с  1791  наз.  "Т-р  Фейдо").  В  годы, предшествовавшие франц.  бурж.  революции  конца  18  в.,  кроме  т-ров, расположенных в центре, в аристократич. кварталах города и на бульварах, устраивались балетные представления с фейерверком  в  садах  П.,  весной начинали работу т-ры на ярмарках, существовал т-р китайских теней. Во время революции театр. жизнь столицы особенно активизировалась.  В 1789 т-р "Комеди Франсез" пост. трагедию "Карл IX"  Шенье,  направленную против деспотизма,  лицемерия  политиканов  и  служителей  церкви.  Этот спектакль . вызвал раскол труппы (см. "Нации театр"). Декрет  о  свободе театров, провозглашенный в 1791, освободил т-ры от  подчинения  двору  и передал  руководство  ими  городским  властям,  а  затем  комиссии  нар. просвещения Конвента, этот декрет  способствовал  появлению  мн.  новых, хотя и недолговечных театр. коллективов. В П. было открыто 19  т-ров,  в т. ч.  Т-р  Мольера  (в  1791)  -  здесь  ставились  пьесы,  проникнутые ре-волюц.  патриотич.  пафосом,  т-р  "Водевиль"  (в  1792),  в  к-ром господствовали веселые водевили с куплетами,  ариеттами,  пользовавшиеся большой популярностью среди  демократич.  части  зрителей.  Несмотря  на материальные трудности, Конвент  субсидировал  т-ры,  ставящие  героич., республиканские пьесы. Декрет о регламентации зрелищ обязывал т-ры рав в неделю  давать  бесплатные  спектакли.  Важной  частью  театр.  политики якобинских властей была организация в П. массовых  революц.  празднеств, широко включающих элементы театрализации. Победа бурж. контрреволюции после 9 термидора  уничтожила  культурные завоевания якобинцев -  были  запрещены  пьесы  якобинского  репертуара, уничтожены  проекты  организации  массового  нар.  т-ра,  ликвидирована комиссия нар. просвещения,т-ры переданы в ведение полиции. В годы Первой империи (1804-1814) при Наполеоне  издано  неск.  декретов,  практически отменивших Декрет о свободе т-ров 1791.  Декретом  от  1807  в  П.  были оставлены привилегированные т-ры "Комеди Франсез",  "Одеон"  (под  назв. "Т-р императрицы"), Парижская Опера,  "Опера  комик"  (осн.  в  1715)  и бульварные т-ры "Гете", "Амбигю-комик",  "Варьете",  "Водевиль".  Т.  н. Московский декрет Наполеона (1812) подчинил работу т-ра "Комеди Франсез" государственно-полицейскому контролю. В период Реставрации (1815-30) в П. было 22 т-ра,  власти  допускали. количественный  рост  бульварных  т-ров,  но  стремились  придать  их деятельности буржуазно-охранительный характер. В 1816 был  открыт  театр "Фюнам-бюль" - наиболее демократич. бульварный т-р  П.,  посещаемый  гл. обр.  ремесленниками  и  рабочими;  здесь  выступал  Ж.  Б.  Г.  Дебюро, знаменитый актер пантомимы. В 1820 основан т-р  "Жимназ",  где  сложился блестящий актерский ансамбль, а в репертуаре утвердились жанры комедии и водевиля. В 1822 открылся т-р "Ателье" (под наев. "Т-р Монмартра").  Т-р "Порт-Сен-Мартен"  стал  к  этому  времени  любимым  т-ром  оппозиционно настроенной молодежи. Т-ры "Гете" и  "Амбигю-комик"  ставили  "кровавые" мелодрамы.  Т-ры  "Водевиль"  и  "Варьете"  по-прежнему  привлекали демократич. зрителя жизнерадостной, а иногда и едкой насмешкой,  высоким комедийным  мастерством.  "Комеди  Франсез"  продолжал   оставаться субсидируемым "королевским" т-ром, оплотом классицистского репертуара. Во время революции 1830 т-ры П. с огромным  энтузиазмом  откликнулись на политич. события. В спектакле т-ра "Водевиль"  "27,  28  и  29  июля" Дювера и Араго показывались  сцены  баррикадных  боев,  приветствовалось уничтожение цензуры и т. д. Были возобновлены пост. пьес,  написанных  в годы революции 1789-94. Этапным событием  в  театр.  жизни  П.  и  всего франц.  т-ра  19  в.  стала  пост.  "Эрнани"  Гюго  (1830,  т-р  "Комеди Франсез"). В 1831 правительством Луи  Филиппа  был  издан  закон,  к-рый запрещал т-рам "подстрекательство к действиям" против короля, религии  и т.  п.  В  1835  были  проведены  т.  н.  "сентябрьские  законы",  к-рые восстановили строгую цензуру,  карали  штрафом  противоправительственные выпады и т. п. Среди новых т-ров, открытых в 30-е гг., бульварные  т-ры: "Эберто" (в  1830,  под  назв.  "Батиньоль-Монсо"),  "Фоли-драматик"  (в 1831), "Ренессанс" (в 1838).  Ведущий  жанр  в  бульварных  т-рах  этого времени -  мелодрама,  к-рая  постепенно  утрачивает  социально-обличит. тенденции. После разгрома Парижского восстания под  рук.  Л.  О.  Бланки (1839) к власти пришли наиболее консервативные круги  франц.  финансовой буржуазии. В репертуаре 40-х гг. утверждаются пьесы, выражающие интересы этих кругов. В 1848 в дни вооруженной борьбы на улицах П. мн. т-ры  были закрыты.  В  работавших  т-рах  перед  началом  спектакля  исполнялась "Марсельеза".  Т-р  "Порт-Сен-Мартен"  после  утренних  боев  устроил бесплатное представление, открывшееся пением "Марсельезы" и продолженное показом  социальной  мелодрамы  "Парижский  тряпичник"  Пиа,  в  к-рой развращенности  финансовой  буржуазии  противопоставляется  моральная чистота  представителей  демократич.  слоев.  Поражение  парижского пролетариата в июне 1848 и победа реакц. буржуазии сделали  невозможными любые проявления революц. настроений. В 50-60-х гг. 19 в.  в  стране  бурно  развивались  промышленность  и торговля. П. стал мировым финансовым центром, отражавшим  "золотой  век" бурж.  Франции.  Во  время  Второй  империи  (1852-70)  в  П.  возникли многочисл. т-ры легких  жанров;  ставились  преим.  водевили,  оперетты, фарсы и т. п., устраивались разнообразные развлечения в увеселит. садах, кафе, кабачках. В 50-70-х гг. открыты: т-ры оперетты "Буфф-Паризьен"  (в 1855),  "Т-р  Дежазе"  (в  1859),  "Фо-либержер"  (в  1872;  позже  стал мюзик-холлом),  кафе-концерт  и  драм.  т-р  "Т-р  Эдуарда"  (в  1858), театр-цирк "Шато-д'о" (в 1866; с 1883 работал под раал.  назв.,  с  1903 наз. "Альгамб-ра"). Наиболее популярным т-ром оперетты в П. стал во  2-й пол. 19 в. т-р "Фоли-драматик". В 1862 было  построено  здание  оперного т-ра,  где  были  осуществлены  триумфальные  пост.  опер  "Травиата", "Риголетто"; в 1898 этот т-р был приобретен Сарой  Бернар  и  назван  ее именем. В 1871 "Королевская академия музыки" была переименована  в  Нац. т-р оперы, к-рый с 1875 наз. "Гранд-Опера". В дни Парижской Коммуны 1871 правительство приступило  к  перестройке т-ра, стремясь превратить иск-во в средство обществ,  воспитания.  Но  в короткий срок существования Коммуны не удалось внести значит,  изменений в характер театр. жизни П. В  дни  Коммуны  т-ры,  ненавидевшие  рабочее правительство  (в  т.  ч.  "Водевиль",  "Комеди  Франсез"),  перестали работать. Лишь отдельные актеры (Агар, Борда)  участвовали  в  концертах для народа и армии. В конце 19 в. в П. были организованы А. Антуаном "Свободный театр" (в 1887) и Т-р Антуана (в  1897,  см.Антуа-на  театр),  деятельность  к-рых противостояла коммерч.т-рам, не заинтересованным в  художеств.  ценности спектакля. Кризис бурж. т-ра на рубеже 19-20 вв. сказался  в  художеств. практике парижских т-ров- "Театра сГ ар" под  рук.  П.  Фора  (открыт  в 1890) и "Эвр" под рук. О. М. Люнье-По (открыт в 1893). В нач. 20 в. в П. открылся "Т-р д'ар", в к-ром эстетские спектакли ставил  реж.  Ж.  Руше. Своеобразный протест против пошлости, господствовавшей  на  сцене  т-ров П., проявился в деятельности т-ра "Въе коломбье", основанного Ж. Копо (в 1913). В 1913 открылся "Т-р Елисейских  полей"  (см.  "Елисейских  полей театр"), где выступала рус. балетная труппа под  рук.  С.  П.  Дягилева, проходили гастроли  Ф.  И.  Шаляпина.  Накануне  1-й  мировой  войны  П. становится,  по  выражению  Р.  Роллана,  "ярмаркой  на  площади". Дельцы-предприниматели  организовывали  пышные  мюзик-холльные  ревю, выступления разл. "звезд". В 1920 р П. начал работу Национальный  народный  театр  под  рук.  Ф. Жемье. В 1922 с приходом реж. Ш. Дюллена  активизировалась  деятельность т-ра "Ателье". В здании Т-ра Елисейских полей с нач. 20-х гг.  выступали наиболее значит. труппы 1-й пол. 20 в.- Ж. Питоева,  Л.  Жуве.  Наиболее популярным бульварным т-ром П. стал "Жимназ". В 1930 получил известность т-р "Монпарнас" (существовал с 1772), к-рый возглавил реж.Г. Бати.В 30-е гг. во время борьбы Нар. фронта  в  П.  возник  Нар.  т-р  под  рук.  А. Лесюэра, был организован Дом культуры, в работе к-рого принимали участие театр. деятели. Во  время  2-й  мировой  войны  и  фашистской  оккупации  мн.  актеры парижских т-ров приняли участие в Движении Сопротивления  (в  т.  ч.  Б. Бретти, Ж. Йоннель). Среди пост. этого  периода:  "Мухи"  Сартра  (1943, Гор.  т-р)  -  памфлет,  направленный  против  фашистской  диктатуры, "Антигона" Ануя (1943)-спектакль,  проникнутый  тираноборч.  пафосом.  В 1940 во главе т-ра  "Ателье",  развивающего  прогрессивные  принципы  Ш. Дюллена, стал А. Барсак. В 1946 начали работать "Т-р де пош" и труппа М. Рено - Ж. Л. Барро (в наст. время выступает в здании т-ра "Одеон"). В П. ок, 60 т-ров, в т. ч. гос. т-ры  "Гранд-Опера",  "Опера  комик", "Комеди Франсез", Нац. нар. т-р (помещается во  дворце  Шайо),  Обширную группу  т-ров  П.  составляют  частные  т-ры  "Амбигю",  "Жимназ", "Пале-Рояль", "Порт-Сен-Мартен", "Нувоте","Варьете","Капюсин"  и  др.Все драм.т-ры, кроме "Комеди Франсез" и Нац. нар. т-ра,  имеют  временные  1 труппы,  создающиеся  для  пост.  одной  пьесы.  В  большинстве  т-ров господствует развлекат. репертуар, сближающийся с программами многочисл. кабаре ("Мулен руж" и др.), театров-варьете,  мюзик-холлов  ("Казино  де Пари", "Фоли бержер",  "Лидо").  Большую  часть  репертуара  театров  П. составляют  также  пьесы  на  мистико-религиозные  и  мелодраматические сюжеты, драматургия т. н. "театра абсурда". Работают т-р пантомимы М. Марсо, цирки "Сирк д*ивер" (осн.  в  1852), "Медрано" (осн. в 1875). В Т-ре Сары Бернар проходят Междунар. фестивали драм. иск-ва, во время к-рых выступают театр. коллективы всего  мира.  В П. находится между нар. центр Международного ин-та т-ра. Среди высших учебных заведений П.-  Консерватория  (осн.  в  1795)  и Схола канторум (осн. в 1894). В П. издаются театр. журналы: "Театр" ("Theatre"), "Ревю де  л'истуар дю театр"  ("Revue  de  histoire  du  theatre"),  "Пари  театр"  ("Paris theatre"), "Авансен" ("Avant-scene") и др.