ОСТЭРВА
										ОСТЭРВА (Osterwa), Юлиуш (23. VI. 1885-10. V. 1947) - польский актер, режиссер, театр. деятель. Начал  выступать  на  сцене  в  1904  в  "Т-ре Людовы"; с 1905 -  в  лит.-сатирич.  кабаре  "Зеленый  шарик"  (Краков). Одновременно играл в Краковском т-ре (наиболее значит, роли: паж Хена  - "Иола" Жу-лавского; Эдзио - "Женщина без  изъяна"  Заполь-ской;  Поэт  - "Человек из суфлерской будки" Рит-нера; Герцог  --  "Двенадцатая  ночь"; герцог Рейхш-тадский -"Орленок" Ростана и  др.).  В  1906-15  работал  в т-рах гг. Познани, Вильно, Варшавы. В 1915 был интернирован  как  австр. подданный в центр. Россию;  работал  актером  и  режиссером  в  польских театр.  коллективах  Самары  и  Москвы,  пост.  ряд  крупнейших  произв. польской  драматургии:  "Болеслав  Смелый"  и  "Свадьба"  Выспянского (выступал в роли  Жениха),  "Легкомысленная  сестра"  Пежиньского  (роль Топольского), исполнил также роли: Фантазий  и  Сляз  (о.  п.  и  "Лилла Венеда" Словацкого), ксендз Петр ("Дзяды" Мицкевича, фрагмент).  С  1916 работал в польской труппе под рук. Ф. Рыхловского в Киеве (пост. "Месть" и "Девичьи обеты" Фредро, "Стойкий принц" Кальдерона,  пер.  Словацкого, "Горштын-ский" Словацкого). В эти годы О. познакомился  с  иск-вом  МХТ, учением его руководителя К. С. Станиславского, что  оказало  воздействие на дальнейшее творчество О. В 1918 вернулся в Варшаву,  где  организовал передовой экспериментальный т-р "Редута" (руководил до 1939), положив  в основу  его  деятельности  принципы,  близкиетворч.  программе  M  XT (установка  на  высокоидейный,  художественно  полноценный  репертуар, подчинение  всех  компонентов  спектакля  единому  замыслу,  создание ансамбля,  воспитание  актера  в  духе  высоких  гражданских  и  этич. требований). В этом т-ре исполнил роли: Дон Фернандо ("Стойкий принц"), Кордиан (о.  п.  Словацкого),  Конрад ("Освобождение" Выспянского) и др. Одновременно О. работал в др. театрах (1923-25), рук. т-ром "Розмаитости", позднее "Т-р  Народовы"  в  Варшаве,  в  1932-35-Краковским  т-ром.  В  годы гитлеровской оккупации О. был связан с подпольными  театр.  коллективами Кракова.  После  освобождения  Польши  принял  активное  участие  в строительстве нового, нар. т-ра, с 1946 руководил объединением городских т-ров  Кракова,  в  том  же  году  пост.  "Лиллу  Венеду"  ("Т-р Польски",Варшава),выступая одновременно как актер, организовал в Кракове раматич. школу и был ее директором. В  своем  режиссерском  и  актерском творчестве О. утверждал правду чувств, глубокое проникновение в духовную жизнь героя. Обаяние, изящество и артистичность исполнительского  иск-ва О. были неразрывно  связаны  с  высокой  интеллектуальностью,  глубиной, человечностью и благородной сдержанностью сценич.  рисунка  роли.  Лит.: История Польши, т. 3, M., 1958 (статья  Б.  Ростоцкого);  Hennelowa  J., Szaniawski J.. Juliusz Osterwa, Warsz., 1956. Б. Рос,